Авиация Общего Назначения

Андрей Пархачев. Как купить частный самолет, стать пилотом авиации общего назначения, правильно и безопасно летать

А.А.Пархачев.jpg

Андрей Пархачев, пилот-любитель ФЛА РФ, дельталётчик, парашютист, бывший Председатель Федерации авиационного спорта Коми РС РОСТО (ДОСААФ), первый Руководитель Коми регионального отделения Российского филиала Международной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (AOPA Russia)

Об этом говорили участники прошедшего недавно в Сыктывкаре совещания пилотов и владельцев воздушных судов авиации общего назначения (АОН) и ДОСААФ с Руководством и ведущими специалистами авиационных властей Коми.

Сегодня каждый, у кого есть «свободные» деньги может купить себе самолет или даже вертолет, и такие примеры в Республике Коми есть. Цена на подержанный четырёхместный самолет в лётном состоянии сегодня сопоставима с ценой трёх- четырёхкомнатной квартиры в столице Коми, а хороший новый самолет стоит порядка 10 ÷ 18 (и более) млн.руб. Вертолёты стоят минимум на порядок дороже.

Если Вы решились на эту покупку, надо пройти медкомиссию и обучение в сертифицированном учебно-тренировочном центре подготовки авиационного персонала, и Вы частный пилот, имеющий свое воздушное судно. Далее нужно пройти техосмотр и получить сертификат лётной годности (СЛГ) воздушного судна (ВС), получить Свидетельство о государственной регистрации ВС (номер ВС), а так же застраховать свою ответственность перед третьими лицами (аналог ОСАГО). После этого Вы вполне законно можете выполнять полёты на своем самолете в своё удовольствие, соблюдая при этом единые для всех участников воздушного движения правила выполнения полётов и порядок безопасного использования воздушного пространства.

По статистике, количество самолётов и вертолетов малой авиации или авиации общего назначения (АОН) в России и в мире ежегодно увеличивается. В настоящее время только в российском государственном реестре гражданских воздушных судов в собственности юридических и физических лиц находится свыше пяти тысяч лёгких и сверхлёгких ВС, в том числе половина из них в частной собственности. В связи с этим все чаще возникают вопросы правового регулирования полётов воздушных судов АОН и их взаимодействия в небе с «большой» авиацией.

Поэтому недавно в Сыктывкаре прошло совещание владельцев и частных пилотов воздушных судов малой авиации Коми. В рамках совещания обсуждались вопросы обеспечения безопасности полетов, и неукоснительного соблюдения правил использования воздушного пространства, а так же легитимного выполнения авиационных работ, воздушными судами АОН и ДОСААФ в небе республики. В работе совещания участвовали Руководители и ведущие специалисты Коми регионального управления воздушного транспорта, СевУралаэронавигации и Коми регионального центра подготовки авиационного персонала, а также представители, пока единственного в республике, заказчика авиационных работ для самолётов АОН – Коми регионального лесопожарного центра.

Открыл совещание Руководитель Коми межрегионального территориального управления воздушного транспорта (Коми МТУ ВТ) – Сергей Полецков. Он отметил что, сегодня на государственном уровне большое значение придётся развитию Малой Авиации. 13 ноября 2012 года издан Указ Президента РФ № 1524 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения". Возглавляет эту Комиссию помощник Президента России – Игорь Левитин.

− «Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения». Так понятие АОН трактует п.3 ст. 21 «Воздушного Кодекса РФ», – сказал Сергей Полецков. − Однако, каждый из Вас, кто вложил серьезные деньги в приобретение матчасти, подготовку и переучивание лётного и технического состава, поддержание летной годности воздушных судов, в их содержание, хранение и охрану, начинает задумываться, что их надо как-то компенсировать. А как их компенсировать? Естественно, каждый из Вас думает, как бы начать зарабатывать деньги.

− Для этого надо пройти процедуру сертификации по 249 ФАПу, сделать это не сложно, − пояснил Руководитель регионального управления Росавиации. – Сама процедура сертификации при наличии всех необходимых документов, в том числе документов по лётному составу, наличии сертификата лётной годности, при нормальной подготовке с Вашей стороны, в наших структурах занимает не больше недели! У нас есть первопроходцы, которые уже получили Сертификат эксплуатанта и заключили соответствующий договор на выполнение авиационных работ.

Поэтому вопросам обеспечения безопасности полетов АОН на совещании было уделено максимум внимания. Были подробно проанализированы факты, причины и последствия авиационных происшествий с воздушными судами АОН в нашей республике и в России за последнее время. Приняты рекомендации для предотвращения таких событий. По статистике более 80 % происшествий в малой авиации связано с человеческим фактором. «А что такое человеческий фактор в АОН – это, как правило, безответственность, бравада и недоученность!!!» - резюмировал по результатам проведенных расследований авиационных происшествий с ВС АОН Руководитель Коми МТУ ВТ С.Полецков.

В своём выступлении начальник Сыктывкарского центра единой системы организации воздушного движения Виталий Григорьев отметил, что в 2015 году в Коми увеличилась интенсивность полетов ВС в верхнем воздушном пространстве и полётов на аэродромах нашей республики. Все знают, что у нас летают такие самолёты, как Boeing В-737, Embraer ERJ-145, чешские L-410, и много др.ВС. Полёты авиации общего назначения все чаще и чаще пересекаются с полётами «большой» авиации. Следовательно, в целях безопасного использования воздушного пространства, частным пилотам надо всегда информировать авиадиспетчеров о своих намерениях, своевременно согласовывать свои действия и получать от службы движения необходимую информацию.

Подводя итоги совещания, Руководитель регионального управления Росавиации Сергей Полецков сказал: чтобы быть успешным пилотом авиации общего назначения – необходимо иметь отличную теоретическую и лётную подготовку, быть дисциплинированным и ответственным человеком. Он также в частности отметил, что, к сожалению, наша республика в плане развития АОН отстает от таких продвинутых регионов, как Санкт-Петербург, Татарстан, Самара и Москва, где эксплуатанты АОН уже сегодня зарабатывают деньги на содержание и эксплуатацию малых ВС, выполняя некоторые виды авиационных работ. Но жизнь не стоит на месте, недавно в Министерстве развития промышленности и транспорта Коми прошло совещание по вопросу разработки «Программы развития АОН в Республике Коми». В связи с этим Сергей Полецков выразил надежду, что малая авиация в Коми будет развиваться, и начнёт, наконец, зарабатывать деньги, выполняя авиационные виды работ для народного хозяйства республики.

фото автора