Авиация и власть

Что могут СМИ?

Предание гласности процессов, вредящих бизнесу, - вот суть помощи СМИ предпринимательству как внутри страны, так и в рамках ВТО, считает генеральный директор - главный редактор газеты «Трибуна» Николай Васильев.

На состоявшемся в Москве Всероссийском форуме деловых средств массовой информации, организованном ТПП РФ и Союзом журналистов России, он перечислил основные проблемы отечественного бизнеса, которые, по его убеждению, СМИ сегодня активно решают.

Вот какие это, по мнению Николая Васильева, проблемы.

Внутри страны, во-первых, - тайные переговоры по крупным сделкам и тайные сговоры. «Речь идет об интересах узких групп лиц, которые стараются извлекать выгоду, скрывая бизнес-информацию от общественности, - уточнил Николай Васильев. – Да, здесь может быть ничего противозаконного - но при условии,если тайные соглашения не наносят прямого или косвенного ущерба интересам государства и общества. В этом плане информация о крупных сделках должна быть достоянием широкой общественности».

Далее. Огромная проблема - бездействие наших властей, причем любых: законодательных, исполнительных, судебных.И здесь именно СМИ на самом деле могут заставить чиновников двигаться, хоть это в принципе весьма нелегко сделать.

Следующее направление - противодействие, оказываемое бизнесу властями, или их прямая работа против предпринимателей с помощью административного ресурс. Это одна из важнейших проблем современного российского бизнеса, зажатого в "коррупционные тиски" различных "инстанций", уверен Васильев.И именно российские СМИ неоднократно помогали бизнесу прорваться сквозь эти рогатки, вынося проблемы на суд общественности, обсуждая темы в прессе, на ТВ.

Как правило, честный бизнес обращается за решением проблем в суд. К сожалению, в российской практике есть много примеров «ангажированных решений», заведомого отстаивания судом интересов одной из сторон. Придание публичности судебному процессу –очень важный участок работы СМИ по защите отечественного бизнеса.

Всестороннее освещение в СМИ, считает Васильев, основываясь на практике журналистов своего издания,нужно, прежде всего для дел о коррупции, рейдерских захватах, а также дел,рассматриваемые судом присяжных.

«Здесь очень важно понимать, что самое главное для бизнеса - сохранить репутацию и стабильность работы. Именно по репутации предпринимателя и стабильности работы компании бьют противники, и только СМИ могут разорвать занавес и раскрыть обществу суть дела», - считает Васильев.

Но публичность требует от журналистов большой смелости. Им угрожают, их избивают и убивают. «В 2012 году было арестовано 879 журналистов, 1993 журналиста получали угрозы в свой адрес, 120 журналистов погибло, - приводит Васильев статистику. - При этом следует учитывать и интернет-журналистов, которых пока называют блогерами и не учитывают в официальной статистике. По независимым оценкам, в 2012 году погибло около 50 блогеров. Кстати, количество убитых журналистов по сравнению с 2011 годом увеличилось на треть».

Достаточно сложно и трудно дается нашим СМИ защита российского бизнеса в рамках ВТО, то есть в международном масштабе. А делать это надо обязательно, подчеркивает Николай Васильев.

Сложность заключается, например, в том, что государство явно недостаточно и неохотно участвует в этой работе.«Рассматривать проблему в рамках страны – это одно; работать на международном уровне – совсем другое, - считает Николай Васильев. - Нас, журналистов, могут элементарно «затоптать» без поддержки наших государственных структур. Речь не только о юридической поддержке, но и об участии ответственных чиновников (комментарии, интервью «на тему» и т.д.), о предоставлении нам посольствами и консульствами РФдополнительной информации, помощи в странах возникновения конфликтов. Наши зарубежные коллеги, кстати, все это имеют и находятся изначально на лучших позициях¸ чем мы».

Очередная проблема - ограниченное влияние наших СМИ на общественное мнение за рубежом. Да уже есть иностранные газеты, принадлежащие российским бизнесменам, есть и наши телеканалы для иностранной аудитории.Но донести нашу точку зрения до широкой общественности вне страны можно, лишьскоординировав наши действия. Пока это не получается.

К сожалению, предприниматели не понимают (не хотят понимать?), что одним материалом или ТВ-сюжетом конфликтную ситуацию за рубежом не исправишь, иностранное общественное мнение, изначально симпатизирующее «своим», не переубедишь. Наши бизнесмены любят экономить на организации эффективной защиты в СМИ. Иностранные же конкуренты понимают, что успех требует вложений, и поэтому пока чаще, чем мы, добиваются своего.

Последняя, проблема - построение бизнесом собственной репутации и имиджа за рубежом. Российское предпринимательство обычно не уделяет этому ни времени, ни денег. В итогенаши бизнесмены с эффективным бизнесом оказываются постоянно под прицелом иностранных СМИ, которые успешно портят их репутацию, продвигая своих предпринимателей. А ведь именно на репутации строится бизнес. Можно нанять грамотных юристов и выиграть судебный процесс за рубежом, но построение и защита собственной репутации требует отдельного внимания. Кстати, не только бизнесу надо создавать свой имидж за рубежом, но и государству. Китай, привел пример Васильев, например, тратит на развитие своего позитивного имиджа за рубежом астрономические суммы - более 6 млрддолларов в год. И это окупается!Но о государстве – это так, просто к слову. Хотя и оно в такой работе без СМИ точно не обойдется, отмечает Васильев.