Авиация и власть

Чтобы вдвое повысить эффективность российского транспортно-логистического сектора, необходимы совместные усилия государства и бизнеса

Снижение затрат национальной экономики на транспорт и логистику
с текущих 20% ВВП до среднемирового уровня 11% высвободит финансовые ресурсы в объеме порядка 180 млрд долларов, – говорится в совместном докладе The BostonConsultingGroup (BCG) и Комитета по логистике ТПП России.

Необходимо сформировать долгосрочную стратегию развития транспортно-логистического сектора РФ, предусматривающую устранение несовершенств текущегозаконодательства, формирование безбарьерной среды, привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты и создание условий для развития партнерств и консолидации рынка транспортно-логистических услуг.

Москва, 17 апреля 2014 г. В ходе Второй Евроазиатской конференции «Логистика в России: кооперация и технологии развития», организованной Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Координационным советом по Транссибирским перевозкам, был представлен совместный доклад BCG и Комитета по логистике ТПП России «Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала».

Основной вывод доклада заключается в том, что текущие недостатки в организации транспортно-логистического рынка становятся одним из главных сдерживающих факторов для развития российской экономики. Так, совокупные внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику в России составляют порядка 20% ВВП, в то время как в Китае – 15%, а в странах Европы – 7–8%.

«Потенциал повышения эффективности российской транспортно-логистической системы колоссален, – отмечает Андрей Тимофеев, партнер и управляющий директор BCG.– Если удастся сократить затраты национальной экономики на транспорт и логистику с текущих 20 до 11% от ВВП, что является среднемировым уровнем, то страна высвободит финансовые ресурсы порядка 180 млрд долларов США».

Доклад определяет пять ключевых проблем сектора:

· Низкое качество базовой услуги транспортировки. Например, средняя скорость перевозки грузов железнодорожным транспортом сейчас составляет в России только 11–14 км/ч. Пассажирские авиакомпании не планируют загрузку своих грузовых мощностей при осуществлении регулярных рейсов, в силу чего грузоотправители не могут планировать свои перевозки с использованием гражданской авиации.

· Слабое развитие транспортной инфраструктуры. Россия инвестирует в инфраструктуру только около 2,2% ВВП – существенно меньше, чем развитые и другие развивающиеся стран: например, расходы США и Китая на транспортную инфраструктуру составляют 3 и 6,1% ВВП соответственно.

· Отсутствие качественной логистической инфраструктуры. Россия отстает от развитых стран как по общему объему базовых складских помещений (например, в Москве на 1 жителя приходится 0,4 кв. м складских площадей, в то время как в Париже – 5,1 кв. м), так и по наличию эффективно работающих мультимодальных транспортно-логистических терминалов.

· Таможенные, тарифные и нормативно-правовые барьеры на границах. Несмотря на некоторые усовершенствования в таможенных процедурах, срок растаможивания грузов на территории российских авиаузлов достигает 7 дней, что, например, сопоставимо со сроком доставки товара средствами автотранспорта изАмстердама до Москвы.

· Нехватка компетенций и недостаточный масштаб бизнеса логистических компаний. Многие грузоотправители развивают собственную базу активов, так как не могут найти внешнего логистического оператора для качественного решения своих задач при приемлемом уровне тарифов. Например, собственный автомобильный парк рознично-торговой сети «Магнит» (5,5 тыс. автомобилей) больше парка транспортно-логистический компании DB Schenker в России (200 автомобилей) в 28 раз.

«Для достижения полноценной трансформации транспортно-экспедиторского рынка в рынок логистических услуг, ориентированных на потребности грузоотправителей в России, необходимы совместные усилия как со стороны органов государственной власти, так и со стороны рядовых участников рынка – грузоотправителей, транспортных и логистических компаний», – считает Олег Дунаев, председатель Комитета по логистике ТПП России.

Согласно выводам доклада, для реализации потенциала транспортно-логистической системы РФ и существенного повышения ее эффективности государству, транспортно-логистическим компаниям, грузоотправителям и объединениям предпринимателей необходимо осуществлять совместные усилия в следующих направлениях:

1. Развитие логистики как интегрированной цепи поставок. Управление цепями поставок как интегрирующая функция для всех бизнес-процессов способствует существенному сокращению затрат за счет повышения точности прогнозирования и планирования процесса продаж и операций.

2. Инвестиции в транспортную и логистическую инфраструктуру. Для стимулирования притока частного капитала в инфраструктурные проекты необходимо как можно быстрее доработать и принять федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерствав Российской Федерации», регулирующий основные принципы и механизмы реализации проектов ГЧП. В частности, необходимо зафиксировать гарантии соблюдения прав и интересов инвесторов.

3. Повышение базовой эффективности логистических видов деятельности. Транспортно-логистическим компаниям следует осуществить переход от предложения, основанного на доступных решениях, к предложению, реально отвечающему потребностям клиентов. Это позволило бы существенно увеличить объем рынка благодаря росту доли аутсорсинга логистических услуг: с текущих 20 до 40–50% или уровня развитых стран.

4. Создание безбарьерной среды. Следует завершить внедрение инициатив дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» в части упрощения документации, сокращения сроков оформления товаров, повышения прозрачности процедур путем развития электронной документации. Устранение барьеров по этим направлениям существенно повысит эффективность трансграничных перевозок. Важно развивать внедрение информационных технологий для роста конкурентоспособности компаний за счет мониторинга ключевых показателей эффективности, совмещения операционных задач с финансовыми целями, гибкого реагирования на спрос, эффективного выполнения заказов и повышения качества обслуживания.

5. Развитие ключевых компетенций персонала в сфере логистики. Формирование профильных программ подготовки специалистов в области логистики и инвестирование бизнеса в создание собственных программ подготовки сотрудников позволит повысить уровень профессионализма и тем самым обеспечить лучшие практические результаты и эффективное обслуживание потребностей клиентов.

6. Формирование новых логистических продуктов и решений. В условиях замедления экономического роста компании ищут способы оптимизации как внутренних, так и внешних логистических процессов. Проактивное предложение логистическими компаниями новых продуктов и решений способно стимулировать развитие рынка. По мере достижения логистическими компаниями стандартов обслуживания клиентов, сопоставимых по качеству с уровнем отлаженности внутренних бизнес-процессов, потребители логистических услуг будут доверять специализированным интеграторам как выстраивание внешних цепочек поставки, так и организацию внутренней логистики.

7. Консолидация логистических компетенций, создание партнерств. Для динамичного развития рынка логистических услуг с высокой добавленной стоимостью необходимо изменение масштаба бизнеса его участников. Только крупные компании и партнерства смогут предложить ведущим российским и зарубежным компаниямдостаточный уровень сервиса при приемлемом уровне тарифов.

# # #

TheBostonConsultingGroup (BCG) – ведущая международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге. Нашими партнерами являются компании во всех отраслях и регионах мира. Вместе мы работаем над тем, чтобы выявить наилучшие возможности создания стоимости, найти оптимальные решения и преобразовать бизнес компании клиента. Созданная в 1963 году, сегодня BCG имеет глобальную сеть из 81 офиса в 45 странах. В России BCG работает с 1990 года, офис в Москве был открыт в 1994 году. Мы сотрудничаем с крупнейшими организациями во всех отраслях экономики страны.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации –некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная по инициативе торгово-промышленных палат, российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации "О Торгово-промышленной палате Российской Федерации". Система Торгово-промышленной палаты Российской Федерации объединяет 174территориальныеторгово-промышленные палаты, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральноми500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики, около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. В системе Торгово-промышленной палаты России работают 34 комитета по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства, в том числе Комитет по логистике, выступивший организатором конференции.

Пресс-службы: TheBostonConsultingGroup (BCG) и ТПП РФ