Авиация и власть

Действующее законодательство в области закупок государственными компаниями не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность и предотвращать злоупотребления в этой сфере

Действующее законодательство в области закупок государственными компаниями не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность и предотвращать злоупотребления в этой сфере. Об этом на Петербургском международном юридическом форуме заявил заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Правоприменительная практика в области государственных закупок выявила претензии со стороны участников рынка. Так, по словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрея Цариковского, с 2014 года количество жалоб на рынке госзакупок растет.

Заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов охарактеризовал ФЗ-223 как рамочный. «Он не вводит конкретные нормы для компаний с государственным участием, для федеральных государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и для государственных корпораций. Данная проблема приводит к тому, что при осуществлении закупок госкомпании устанавливают самые разнообразные требования, которые зачастую являются завышенными и неправомерными», - сказал Виктор Евтухов. Сложившейся практикой в области публичных закупок по ФЗ-223 следует признать следующие типичные проблемы: недостаточное правовое регулирование закупочной деятельности, отсутствие правового регулирования электронных процедур, недостаточный механизм контроля, к примеру, отсутствие внеплановых проверок, а также отсутствие унификации закупочных процедур. Как отметил управляющий партнер ЗАО "ЛЕКСАР" Артур Рохлин, основными нарушениями данного закона являются непрозрачные и нерыночные механизмы формирования ценовых и иных условий закупок в интересах «своего» участника. «Федеральный закон № 223-ФЗ требует серьезной доработки. Необходимо минимизировать возможность влияния должностных лиц государственных компаний, компаний с государственным участием и иных субъектов, которые попадают под действие этого закона, на систему закупок», - добавил заместитель министра. Задача, стоящая перед властью, по мнению участников круглого стола, - повысить эффективность расходования государственных средств. «Руководители крупных госкомпаний, таких как «РЖД», «Газпром», «Роснефть» и ряда других, понимают, что необходимо проводить прозрачные процедуры. Многие уже начинают работать фактически по системе Федерального закона № 44-ФЗ, где все четко прописано и достаточно жестко отрегулировано. Среди них особенно хотелось бы отметить Росатом», - отметил Виктор Евтухов. Таким образом, в рамках круглого стола для урегулирования данных вопросов было предложено, во-первых, установить на законодательном уровне единые подходы к проведению типовых закупок для нужд госкомпаний, в том числе единую методологию проведения закупок. Во-вторых, установить исчерпывающий перечень способов закупки, в-третьих, расширить практику осуществления закупок в электронной форме, в-четвертых, ужесточить ответственность за нарушение ФЗ-223. Кроме того, по мнению участников круглого стола, необходимо предусмотреть дополнительную квалификацию сговора заказчика и участника, предусмотреть административную ответственность по модели статьи 14.32 КоАП РФ, а также признать отягчающим обстоятельством заключение договора по результатам торгов при наличии уведомления о жалобе. Были выявлены также проблемы, возникающие в ходе правоприменения контрактной системы. «Те критерии, условия и ограничения, которые применяются в рамках ФЗ-44, зачастую приводят к тому, что конкуренция на этом рынке недостаточная», - отметил Виктор Евтухов. К числу «тонких мест» закона замглавы ведомства отнес увеличение значимости субъективных критериев при конкурсе, произвольное установление требований к материальным ресурсам на конкурсе с ограниченным участием. Участниками круглого стола были сформированы следующие предложения: установить необходимость применения ГУПам и МУПам процедур ФЗ-44 при осуществлении закупок, установить запрет на передачу ГУПам и МУПам субсидий с целью закупки товаров, работ, услуг, относящихся к функциям и полномочиям органов государственной (муниципальной) власти, перевести основную массу конкурсов в электронную форму.

Пресс-служба Минпромторга России