Авиация и власть

Г.Д. Аралов. Обозреватель "КР", к.т.н.

Пути и средства снижения стоимости авиаперевозок

На протяжении нескольких последних лет на всевозможных конференциях, симпозиумах и совещаниях много говорилось о фактической недоступности воздушных перевозок для большинства населения страны, обусловленной высокими тарифами на перевозки. Сложилась парадоксальная ситуация: пассажир не может купить билет ввиду его высокой стоимости, а авиакомпании не могут снизить цену на билет, так как сами еле-еле сводят концы с концами. На необходимость решения этой проблемы обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин, который подписал Поручение Пр-26 от 07 января 2013 года Д.А. Медведеву следующего содержания: «Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях, в срок до 1 февраля 2013 года».

Во исполнение этого Поручения был разработан Комплекс мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях, подписанный председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 года. Однако, по мнению авиационной общественности, этот Комплекс мер не позволяет радикально решить проблему снижения стоимости авиаперевозок.

Для обсуждения сложившейся ситуации и выработки предложений по решению этой социально-значимой проблемы, 15 апреля 2013 года в Торгово- промышленной палате РФ состоялся «круглый стол» на тему «Снижение стоимости авиаперевозок на внутренних авиалиниях РФ». В обсуждении проблемы приняли участие Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России, Роберт Сулейманов, генеральный директор СРОО «МАРАП», Александр Фридлянд, директор НЦ № 19 ФГУП ГосНИИ ГА, представители авиакомпаний, аэропортов и агентств воздушных сообщений.

Как отметили участники встречи, вопрос о снижении стоимости перевозок на внутренних авиалиниях и повышения транспортной доступности неоднократно поднимался авиационным сообществом и на федеральном уровне. Участники «круглого стола», руководствуясь поручением Президента РФ от 7 января 2013 года № Пр-26 и основываясь на анализе Комплекса мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях Российской Федерации, утвержденных Председателем Правительства РФ 31 января 2013 года №395п-П9, отметили, что высшие органы исполнительной власти предпринимают меры, направленные на повышение транспортной доступности территории страны для граждан и бизнеса.

Только в 2013 году вопросы развития региональной авиации и снижения стоимости авиаперевозок на внутренних линиях рассматривались несколько раз на совещаниях под председательством премьер-министра России (13 марта в Москве и 3 апреля в Якутске). В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденных 31 января 2013 года, предусмотрено к 2018 году увеличить показатель транспортной подвижности населения на 40%. При этом авиации в силу понятных причин здесь отводится ключевая роль. В настоящее время реализуется семь финансово обеспеченных программ государственной поддержки гражданской авиации. В частности, программа субсидирования воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и обратно. К реализации данной программы Правительство РФ приступило в 2009 году, и она уже дала определенные результаты.

В 2013 году на реализацию этих перевозок в федеральном бюджете зарезервировано 3 млрд. 550 млн. рублей. В программу субсидированных полетов включены девять дополнительных направлений. Маршрутная сеть дальневосточных льготных авиаперевозок составляет теперь 42 направления, по которым, но прогнозам специалистов Росавиации, может быть перевезено более 520 000 пассажиров.

Около 500 млн. рублей выделяется в 2013 году па субсидирование авиасообщения с Калининградом. В целом по четырем федеральным округам (Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Дальневосточный) за счет федерального бюджета будет обеспечено субсидирование 50% среднего на перевозку по региональным авиалиниям в салонах экономического класса для всех категорий граждан без возрастных ограничений.

По данным Минтранса России, в 2012 году российскими авиакомпаниями было перевезено 74 млн. пассажиров, что превысило уровень 2011 года на 15,4%. Но настораживает тот факт, что впервые количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями на внутренних воздушных линиях, составило менее половины от общего объема пассажирских перевозок. Еще один фактор беспокойства – высокая себестоимость местных и региональных перевозок 1 пасс.км , которая составляет на магистральных воздушных линиях 2,5 руб., на региональных – 5 руб., а на местных 35 руб.

Рост объемов авиаперевозок вряд ли стоит принимать за индикатор здоровья отрасли. Рынок продолжает демонстрировать устойчивое снижение доли перевозок внутри страны в пользу международных полетов. Финансовая устойчивость авиаперевозок находится на уровне погрешности измерения. Для большинства российских авиакомпаний главный тезис сегодняшнего дня – выживание. Причины такого положения достаточно известны. Как показывает мировой опыт, воздушный транспорт объективно низко рентабелен. В российских условиях положение усугубляется чрезмерной финансовой нагрузкой на авиаперевозчиков, прежде всего вследствие взимания НДС на внутренних линиях, дорогостоящих аэропортовых услуг, монопольного положения поставщиков авиатоплива и, как следствие, завышения цен на топливо. Вот почему авиакомпании, балансирующие на грани банкротства, не могут позволить себе снижать цены на билеты на внутренних линиях.

Участники встречи отметили негативный разрыв темпов роста перевозок пассажиров гражданской авиации РФ на международных и внутренних авиалиниях. В 2012 году аэропортами РФ было обслужено 90,7 млн. пассажиров (рост на 11,8 млн.). При этом общее количество пассажиров на внутренних воздушных линиях, обслуженных российскими аэропортами, составило 35 млн пасс (38,6%), - рост на 2,7 млн пасс. Общее количество пассажиров международных авиалиний, обслуженных российскими аэропортами, составило 55,7 млн пасс, - рост на 8,7 млн пасс. Из этих 55,7 млн. перевезено российскими авиакомпаниями - 38,10 млн пасс (рост 7,1 млн пасс), а иностранными авиакомпаниями 17,6 млн пасс (рост 1,6 млн пасс). Средний коэффициент загрузки пассажирских кресел составил 73%, таким образом, как саркастически отметил один из участников круглого стола, каждый четвертый самолет летел пустой. Т.е. на 74 млн. перевезенных пассажиров пришлось 22 млн. пустых кресел.

Представители авиапредприятий отметили как негативное явление факт усиливающейся концентрации перевозок на авиалиниях, проходящих через Москву и Санкт-Петербург. Более 80% всех внутренних перевозок осуществляется по маршрутам «Региональный аэропорт»- Москва/Санкт-Петербург. Увеличился удельный вес перевозок крупнейших Топ-5 авиакомпаний. Если в 2011 году в пассажиропотоке он составлял 68,7% , то в 2012 году – 72,5%. За год в крупнейших аэропортах на 7% выросла цена тонны керосина, она составила на 1 января 2013 года 31 750 руб. Соответственно выросла и цена авиабилета. Средняя цена авиабилета на бланке ТКП (при средней дальности полета 2018 км) к концу 2012 года выросла по сравнению с 2011 годом на 4,5%. Стоимость полета в салоне эконом-класса на дальность 1000 км выросла за 2012 год на 9,3% и составила 4675 руб. Внутренние резервы отечественных авиакомпаний практически исчерпаны. В то же время уровень финансовых обременений имеет устойчивую тенденцию к повышению.

Выступающими был предложен ряд мер по снижению стоимости авиаперевозок. Прежде всего это меры по сокращению затрат на перевозочную деятельность за счет снижения налоговой, страховой и таможенной нагрузки, упорядочения ценообразования на основные затраты и услуги, перевод центра принятия решений в субсидировании социально значимых перевозок на региональный уровень.

По мнению генерального директора ОАО «Сахалинские авиатрассы» Константина Сухоребрика, финансовое положение региональных перевозчиков усугубляется тем, что приватизация аэропортов приводит к «навязыванию» услуг операторами (владельцами) и фактическому владению аэродромами. Он предложил прекратить приватизацию аэропортов; «обнулить» ставки за пользование аэродромами; отменить арендные платежи за пользование землей ; упростить процедуры сертификации региональных аэропортов; продолжить создание казенных предприятий. Он также высказался за оказание прямой финансовой помощи авиаперевозчикам по итогам финансового года/

Участники «круглого стола» высказались за признание перевозок на внутренних линиях социально значимыми, что создаст лучшие экономические условия перевозочной деятельности: 10% НДС вместо нынешних 18%. Была предложена отмена ограничений на коммерческую деятельность авиации общего назначения (АОН) по аналогии с зарубежной практикой, что создаст дополнительные условия для развития конкуренции на внутрирегиональных и местных воздушных линиях.

Отмечая повышенное внимание государства к проблеме стоимости перевозок на внутренних авиалиниях, участники «круглого стола» отметили, что комплекс мер по снижению стоимости перевозок на внутренних линиях, утвержденный Председателем Правительства РФ, основывается на действующих экономических моделях и содержит набор недостаточно увязанных между собой локальных решений. Реализация этих мер не позволит радикально решить проблему снижения стоимости перевозок, поскольку бюджетные средства ограничены, а сами меры недостаточно учитывают международный опыт и мнение авиационного сообщества.

Поэтому инициаторы проведения «круглого стола» и эксперты Союза транспортников России подготовили Комплекс дополнительных мер, которые систематизированы поблочно по основным сферам деятельности гражданской авиации и сориентированы на снижение основных составляющих стоимости авиаперевозок на внутренних авиалиниях. Последовательность расположения (приоритетность) блоков выстроена с учетом их удельною веса в себестоимости перевозок:

БЛОК 1. Меры по снижение затрат на авиатопливо обеспечение направлены на развитие конкуренции в сфере поставок авиатоплива, ограничение маржи компаний-посредников внутри российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, радикальное изменение сложившейся системы топливообеспечения. Реализация этих мер позволит снизить до 20-25% цены на авиатопливо «в крыло» и, как следствие, стоимость авиаперевозок на внутренних линиях до 7,5%.

БЛОК 2. Меры по снижению затрат на аэропортовую дятельность направлены на упорядочение ценообразования на аэропортовые услуги и формирование конкурентной среды. Реализация этих мер позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях па 1,5-2%.

БЛОК 3. Меры по снижению затрат на аэронавигационное обслуживание направлены па широкое использование международной практики аэронавигационного планирования, введение неконтролируемого воздушного пространства и аэродромов. Реализация предлагаемых мер, основанных на принципиальном изменении производственной структуры и системы управления ОрВД, позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях в среднем на 0,5%.

БЛОК 4. Меры по совершенствованию практики продаж авиабилетов направлены на широкое использование апробированной на практике программы низкотарифной маршрутизации полетов авиапассажиров. Реализация этой программы не потребует от перевозчиков дополнительных затрат и позволит снизить до 30% цену авиабилетов для пассажиров, согласившихся с ее условиями при полетах на внутренних воздушных линиях, и в целом для отрасли (в зависимости от масштабов внедрения) снизить расходы на 15ВЛ до 0,5%.

БЛОК 5. Меры по снижению затрат на перевозочную деятелность сориентированы на снижение налоговой, таможенной, сграховой нагрузки, упорядочение ценообразования на основные затраты и услуги на внутренних линиях, перевод центра принятия решений в администрировании процессов субсидирования социально значимых авиаперевозок на региональный уровень. Отличительной особенностью предлагаемых мер является признание авиаперевозок на внутренних линиях социально-значимыми , что создаст лучшие экономические условия (10% вместо 18% НДС на ВВЛ) для соблюдения конституционных прав граждан на свободу передвижения. Предлагаемая отмена ограничений на осуществление коммерческой деятельности авиацией общего назначения по аналогии с зарубежной практикой создаст дополнительные экономические условия для развития конкуренции на внутрирегиональных и местных воздушных линиях. Реализация этих мер позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 5%.

Суммарный эффект от реализации всего дополнительного комплекса мер позволит снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линиях на 15%.

Участники «круглого стола» исходят из того, что предлагаемые для решения данной проблемы меры (утвержденные Правительством, и представленные авиационной общественностью и бизнесом) являются планом предстоящих действий. Для его реализации необходима разработка конкретного инструментария, консолидация власти. авиационной общественности и бизнеса. Осознание этого является одним из ключевых условий для успешного решения поставленной задачи.

Рассмотрев и всесторонне обсудив представленные материалы, участники «круглого стола» признали необходимым:

1. Одобрить и принять за основу Комплекс дополнительных мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях и в двухнедельный срок доработать их с учетом высказанных предложений;

2.Представить в Правительство Российской Федерации Комплекс дополнительных мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях;

3. Просить Президента Российской Федерации создать совместную комиссию из представителей органов власти, авиационного бизнеса и общественности по вопросам повышения конкурентоспособности гражданской авиации и обеспечения транспортной доступности регионов для граждан России (по аналогии с Комиссией по вопросам развития авиации общего назначения);

4. Рекомендовать хозяйствующим субъектам гражданской авиации организовать разработку программы повышения конкурентоспособности и эффективности российского авиационного бизнеса. руководствуясь Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №2579-р «Об утверждении плана мероприятий «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»;

5. Опубликовать рекомендации «круглого стола» по вопросу снижения стоимости авиаперевозок на внутренних линиях РФ в средствах массовой информации.