Авиация и власть

ОАО «Авиапром» показывает пример устойчивого развития и наращивает объём работ и услуг

г. Москва, ОАО «Авиапром». 28 мая 2015 года состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «Авиапром», которыми являются свыше 300 предприятий и организаций авиационной промышленности России и стран СНГ. Сохраняя традиции, Общество встретило 70-ю годовщину Великой Победы ещё большим наращиванием объёма работ и услуг по развитию материально-технической и технологической базы научных и производственных предприятий отрасли и другим направлениям деятельности. Акционеры и деловые партнёры особо отметили консолидирующую роль ОАО «Авиапром», которое в интересах комплексного развития всех предприятий отрасли активно участвует в формировании нормативно-правовой базы авиастроения и в целом авиационной деятельности, вносит большой вклад в организацию испытаний новой военной и гражданской авиатехники, в расширение кооперационных связей в авиационной промышленности, укрепление технологической безопасности и повышение конкурентоспособности отечественного авиастроения.

Акционеры утвердили годовой отчёт ОАО «Авиапром» за 2014-й год и решили выплатить дивиденды в размере 100%.

Открывая годовое собрание, председатель Совета директоров, заместитель генерального директора ОАО «Авиапром» Владимир Валентинович АПАКИДЗЕ отметил, что и в отчетном 2014 году Общество основной упор в своей деятельности делало на решении наиболее актуальных проблем развития предприятий – акционеров.

С отчетным докладом по итогам деятельности Общества в 2014 году выступил генеральный директор ОАО «Авиапром» Виктор Дмитриевич КУЗНЕЦОВ.

- Наше общее годовое собрание акционеров проходит в майские дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, - сказал он. - Мы выражаем безмерную благодарность и уважение советским воинам и труженикам тыла, защитившим нашу Родину и другие страны от фашистского порабощения. Выдающийся вклад в великую Победу внесли работники авиационной промышленности Советского Союза. Их самоотверженным трудом и талантом были обеспечены быстрое восполнение потерь боевой авиации в первые месяцы войны, увеличивающееся из года в год превосходство советских Военно-Воздушных Сил над воздушными силами фашистской Германии и её сателлитов, и в конечном итоге - полная победа над ними. Традиции и опыт авиастроителей нашей Родины, успешно решавших сложнейшие задачи в самых экстремальных условиях войны, имеют для всех нас непреходящее значение…

В.Д. Кузнецов отметил, что в условиях современных экономических и политических факторов особенно актуально обращение к богатейшему опыту советских авиастроителей предвоенной и военной поры.

Традиционно первая часть годового отчёта ОАО «Авиапром» посвящена обзору результатов деятельности предприятий – акционеров в России и странах СНГ. В нём отмечается, что государственные органы Российской Федерации продолжают последовательно осуществлять политику, направленную на ликвидацию технологического отставания отрасли, развитие авиастроительного комплекса для создания отечественной конкурентоспособной авиационной техники нового поколения, формирования эффективной системы её продаж на российском и мировом рынках, совершенствования послепродажного обслуживания.

Реализация этой стратегии заложена в «Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» и дальнейшую перспективу, «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», Государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы».

В последние годы государство значительно увеличило финансовую поддержку авиационной промышленности, провело ряд крупных организационных преобразований в отрасли, что позволило заложить основу для стабильного роста объема производимой продукции и производительности труда.

Созданный научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности России обеспечил в 2014 году выполнение заказов по созданию и серийному производству авиационной техники, а также техники промышленного назначения.

В 2014 году объем производства составил 117,1% к уровню 2013 года, средний показатель производительности труда в отрасли вырос на четверть и составил 2,5 млн. руб.

Общий объём продаж продукции в отрасли в 2014 году составил 868,2 млрд. руб. Средняя зарплата по отрасли увеличилась на 12,9% и составила 38179 руб.

Численность работающих в отрасли сократилась на 50 тыс. и составила 349,2 тыс. человек.

В 2014 году был поставлен заказчикам 161 самолёт государственного и гражданского назначения - наибольшее количество изготовленных самолетов за последние годы, выпущен 271 вертолет, изготовлено 1182 авиационных двигателя.

Производство спецтехники составило 140,5% к уровню 2013 года, в агрегатостроения - 103,9%, приборостроении - 112,2%.

В авиационной промышленности России объем выполненных работ по созданию научной продукции и оказанию научно-исследовательских услуг в 2014 году составил 230,6 млрд. руб., или 125,7% к уровню 2013 года.

В 2014 году на мероприятия по капитальному строительству были запланированы бюджетные ассигнования в рамках 3 федеральных целевых программ по 188 объектам, что по объёму выделенных бюджетных средств составляет 161,2% к уровню 2013 года.

Задания по финансированию объектов капитального строительства (так называемый кассовый план министерства) на 2014 год выполнены предприятиями и организациями в установленные сроки в объёме 99,8%.

Кроме того, предприятиями привлечены внебюджетные средства на инвестиционные проекты в объёме 1,5 млрд. руб. Введены по уточнённым государственным заданиям производственные мощности на 14 объектах капитального строительства.

В 2014 году объём поставок на экспорт авиационной техники увеличился по сравнению с 2013 годом и составил - 4,1 млрд. долларов. От общего объёма экспортных поставок вооружения и военной техники страны это составляет 70% против 40% в 2013 году.

Вместе с тем докладчик отметил, что основные целевые индикаторы и показатели Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы» по состоянию на 1 января 2015 года не выполнены. Не обеспечены в объеме плановых заданий программы производство и реализация самолетов, вертолетов, двигателей.

В производстве не достигнут заданный рост производительности труда, в авиационной науке при выполнении НИОКР не обеспечено плановое количество созданных демонстраторов, технологий и прототипов.

В капитальном строительстве, на протяжении последних лет, наблюдается крайне безответственное отношение к освоению ранее выделенных бюджетных ассигнований (на 1 января 2015 года объём полученных на счета заказчиков бюджетных средств, но не показанных в статотчетности как освоенные, составляет сумму в 22 млрд. руб.).

В связи с этим количество объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в соответствии с утвержденными плановыми сроками, постоянно корректируется в меньшую сторону, что наносит значительный ущерб экономической эффективности государственных капитальных вложений и требуют соответствующей оценки со стороны контролирующих органов и авиационной общественности.

В отрасли по-прежнему остается высоким число авиационных происшествий и инцидентов. Существующее положение дел в области подготовки персонала экспериментальной авиации и нормативного правового обеспечения её деятельности ставит под угрозу выполнение Гособоронзаказа и Государственной программы «Развитие авиационной промышленности Российской Федерации на 2013 – 2025 годы», так как не обеспечивает требуемое количество лётно-испытательной работы и безопасность полётов воздушных судов экспериментальной авиации.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда число работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормам условий труда, составляет 115,3 тыс. человек (28% от списочного состава работающих)…

Как отметил В.Д. Кузнецов, есть в текущей авиационной деятельности ещё ряд острых проблемных вопросов, требующих оперативных решений исполнительных и законодательных органов власти, руководителей Госкорпораций. Это вопросы эффективности управления авиационной промышленностью России как единым научно-техническим и производственно-технологическим комплексом, вопросы кадровой политики, качества выпускаемой продукции, её технологической безопасности, сертификации поставщиков и стандартизации производственных процессов и многое другое.

Таким образом, в авиационном сообществе необходим конструктивный диалог о путях преодоления серьезного отставания в производстве, технологическом и научном обеспечении создания новых образцов авиационной техники.

Одним из этапов этого диалога следует считать проведенный в Ульяновске в апреле текущего года II Съезд авиапроизводителей России, который на заседаниях круглых столов по проблемным вопросам развития авиационной промышленности, а также на пленарном заседании съезда, выработал предложения по совершенствованию работы авиастроительной отрасли.

- Мы считаем, - сказал В.Д. Кузнецов, - большим успехом работу представителей ОАО «Авиапром» в содружестве с Союзом авиапроизводителей, АССАД и Профавиа, сумевших предложить и в последующем утвердить Резолюцию съезда, максимально учитывающую многогранные предложения участников съезда, направленных на значительные конструктивные изменения существующего положения дел в отрасли. Также считаем, что для конструктивного диалога о путях развития отрасли акционерам Общества и исполнительной дирекции необходимо активно использовать многочисленные мероприятия на площадках МАКС-2015.

В 2014 году продолжалось сотрудничество в области производства гражданской авиационной техники с предприятиями стран СНГ - акционерами ОАО «Авиапром».

В области самолетостроения

На Украине:

Харьковское государственное производственное предприятие изготовило 1 самолет Ан-74.

Государственное предприятие «Антонов» (г. Киев) поставило заказчикам на экспорт 2 самолета Ан-158. В январе 2015 г. принят на вооружение самолет Ан-70 Минобороны Украины. Проводились кооперационные поставки агрегатов для самолета Ан-148 на ОАО «ВАСО» (г. Воронеж) и агрегатов для самолетов АН-140 на ОАО «Авиакор» - авиационный завод» (г. Самара).

- И сегодня мы поздравляем наших коллег из «антоновского» ОКБ с новой производственной победой, подъёмом в воздух нового транспортного самолета Ан-178, уже налетавшего первые 30 часов, - сказал В.Д. Кузнецов.

В Узбекистане:

Акционерное общество «Ташкентский механический завод» с целью обеспечить бесперебойную эксплуатацию самолётов Ил-114, Ил-76 и других ранее выпущенных предприятием самолетов в различных модификациях. Производило их ремонт, а также поставку в эксплуатирующие организации агрегатов и запасных частей к ним.

В области двигателестроения

На Украине:

Предприятия авиационного двигателестроения в 2014 году незначительно увеличили объём выполненных работ, в том числе в гражданском сегменте авиастроения в рамках кооперации с предприятиями авиационной промышленности России.

Объём производства АО «Мотор Сич» составил 102,8% к уровню 2013 года (это чуть больше 35 млрд. руб.).

- Сегодня мы искренне желаем украинским коллегам успешно пережить трудные времена, сохранить имеющийся научно-технический, производственный и кадровый потенциал авиастроения, - сказал В.Д. Кузнецов.

Характеризуя результаты работы ОАО «Авиапром» в 2014 году, докладчик отметил, что объем выполненных работ и оказанных услуг увеличился в полтора раза.

Одним из ключевых направлений деятельности акционерного Общества является реализация корпоративной политики в целях более эффективного выполнения задач, ориентированных на оказание предприятиям и организациям авиационной промышленности России и других стран СНГ – акционерам Общества организационно-технических, консультационных, информационных и других услуг высокого качества, содействующих:

· комплексному развитию научно-производственной базы и повышению эффективности работы предприятий;

· обеспечению технологической безопасности и расширению импортозамещения;

· осуществлению функции по государственному регулированию деятельности в области экспериментальной авиации;

· укреплению отраслевой кооперации предприятий России и стран СНГ;

· решению государственных задач в области авиационной деятельности.

Эти мероприятия позволили обеспечить ритмичную устойчивую работу подразделений и дочерних предприятий в течение года, наметить конкретные пути их развития и определить необходимые для этого ресурсы.

В 2014 году ОАО «Авиапром» выполнен значительный объём научно-исследовательских работ по государственным контрактам с Минпромторгом России (раздел «Госполитика в области авиационной деятельности»), а также в содружестве с государственными научными центрами авиационной промышленности (по реализации мероприятий ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники».)

Специалисты ОАОР «Авиапром» в течение года активно участвовали в заседаниях Экспертного совета и рабочих групп при Научно-техническом совете по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России», на которых рассматривались тактико-технические характеристики на НИОКР, проводимые в 2013 – 2015 годах, а также другие вопросы.

С целью координации взаимодействия всех участников инвестиционных процессов в области капитального строительства в отрасли и оперативного решения ключевых проблем в этой сфере в 2014 году регулярно проводились заседания Проблемного совета ПС-1А («Производственная, экспериментальная и лабораторно-стендовая база авиационной промышленности») секции «Авиационная промышленность» НТС по реализации мероприятий в области развития ОПК Минпромторга России, организуемые ОАО «Авиапром» (председатель Проблемного совета - генеральный директор ОАО «Авиапром» Кузнецов В.Д.) совместно с Департаментом авиационной промышленности.

В 2014 году подразделениями Общества выполнен большой объём работ по техническому перевооружению, реконструкции и проектированию объектов авиационной промышленности. В том числе были выполнены проектные и генподрядные строительные работы на объектах ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «НИИ парашютостроения», ФГУП «ГосНИИАС» и других предприятий отрасли.

Кроме того, дочернее предприятие ЗАО «Авиапромстрой» в качестве генподрядной организации выполнило проектные и строительно-монтажные работы, поставку и монтаж технологического и инженерного оборудования на объектах многих научных и производственных предприятий авиационной промышленности и смежных отраслей.

ОАО «Авиапром» продолжало в 2014 году осуществлять функции по государственному регулированию деятельности в области экспериментальной авиации (ЭА). Управление летной службы Общества в соответствии с планом совершенствования нормативной правовой базы в области деятельности экспериментальной авиации, утвержденным директором Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, разработало и представило на утверждение проекты 13 нормативных документов: материалы по подготовке специалистов авиационного персонала ЭА, порядку их аттестации и допуску к летной деятельности, а также по вопросам обеспечения безопасности полетов ЭА и проведения аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома, и ряд других крайне важных для лётной работы документов.

В 2014 году были проведены комплексные и целевые проверки 18 лётно-испытательных подразделений отрасли по вопросам организации и проведения летно-испытательной работы для обеспечения производственных программ, управления полетами и их обеспечения техническими средствами, степени укомплектованности служб авиационным персоналом.

За отчетный период были проведены комплексные обследования 9 аэродромов, гидроаэродромов и посадочных площадок экспериментальной авиации на соответствие требованиям и нормам годности аэродромов ЭА.

Специалисты Управления лётной службы ОАО «Авиапром» обеспечивали проведение аттестации авиационного персонала лётно-испытательных подразделений отрасли, ежеквартально контролировали учебный процесс в Школе летчиков-испытателей им. А.В. Федотова (ШЛИ).

В настоящее время ШЛИ по-прежнему испытывает определенные трудности: неукомплектованность преподавательским составом, отсутствие авиационной техники, отсутствие современных тренажеров, недостаточное финансирование.

Вопросы состояния и пути повышения эффективности системы подготовки авиационного персонала экспериментальной авиации 29 апреля 2015 г. были рассмотрены на совещании у члена коллегии ВПК Российской Федерации Михаила Ивановича Каштана, где были приняты решения по кардинальному изменению положения дел в этом вопросе.

За отчетный период в отрасли по-прежнему остается высоким число авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами.

По состоянию на 31 декабря 2014 года зарегистрировано одно авиационное происшествие (катастрофа самолета МиГ-29 со смертельным исходом), 25 авиационных инцидентов, 1 нарушение воздушного пространства. Причина катастрофы – «человеческий фактор». Причинами авиационных инцидентов являлись:

- ошибки летного и технического персонала при подготовке и эксплуатации авиационной техники – 5 авиационных инцидентов;

- отказы авиационной техники – 19 авиационных инцидентов;

- попадание птицы в двигатель – 1 инцидент.

Основными недостатками в работе по обеспечению безопасности полетов являются факторы, прежде всего, организационного порядка на всех уровнях управления лётной работой…

ОАО «Авиапром» - многопрофильное предприятие, решающее большой комплекс задач в интересах своих акционеров. Помимо перечисленных ранее, - это:

- оказание услуг предприятиям в выполнении НИОКР и серийном производстве авиатехники, в том числе корпоративного производства на предприятиях России, Украины и Узбекистана;

- регулирование использования драгоценных металлов и камней в технологических процессах производства на предприятиях отрасли;

- сбор отчетности и анализ состояния охраны труда и техники безопасности на предприятиях отрасли;

- поставка по заявкам предприятий комплектующих изделий, запасных частей и контрольно-проверочной аппаратуры для производства, ремонта и эксплуатации самолётов и вертолётов,

- другие работы и услуги.

По всем направлениям деятельности Общества акционеры получили подробную информацию.

Определяя основные направления деятельности ОАО «Авиапром» в 2015 году, Совет директоров Общества принимает во внимание, что в настоящее время, в условиях действия экономических и политических санкций, перед отраслью поставлены серьезные задачи по обеспечению обороноспособности и экономической безопасности страны, участию в реализации Гособоронзаказа, укреплению позиций отечественных производителей гражданской авиационной техники, по обеспечению рынка авиаперевозок отечественными воздушными судами с учетом решения задач импортозамещения.

Приоритетным направлением в работе ОАО «Авиапром» является максимальное содействие акционерам Общества в решении следующих задач:

- существенного увеличения выпуска и продажи отечественных воздушных судов гражданской авиатехники.

- безусловное выполнение годовых программных показателей по выпуску всей номенклатуры авиационной техники;

- проведение научно-исследовательских работ по созданию прорывных авиационных продуктов и технологий;

- реализация мероприятий по модернизации отрасли под последующий технологический уклад;

- достижение технологической независимости отечественного авиастроения;

- развитие интеллектуального и инженерно-технического потенциала отрасли;

- закрепление квалифицированных кадров на предприятиях отрасли;

- своевременное внесение изменений в действующее законодательство;

- обеспечение контроля за реализацией принятых решений.

В своей деятельности ОАО «Авиапром» активно взаимодействует с предприятиями и организациями отрасли – акционерами Общества, а также интегрированными структурами, с органами исполнительной власти, прежде всего с Минпромторгом России и Военно-промышленной комиссией Российской Федерации…

- Опыт великих авиастроителей России вдохновляет и вселяет уверенность в том, что любые современные проблемы отечественной авиационной промышленности могут быть решены, - отметил В.Д. Кузнецов. - Для этого необходимы стратегическое мышление и политическая воля высших должностных лиц России, патриотизм и деловая инициатива всех участников авиационной деятельности. Уверен, что в зале нет равнодушных к проблемам развития отечественной авиационной промышленности…

В обсуждении отчетного доклада принял участие Президент АССАД Виктор Михайлович ЧУЙКО. Он, в частности, отметил:

- Позиция, озвученная ОАО «Авиапром», совпадает с нашей позицией, поскольку мы их согласовываем. Если говорить о результатах работы ОАО «Авиапром» за отчетный год, то сам факт выплат дивидендов говорит о том, что в целом результаты положительные.

Сегодня «Авиапром» является одной из немногих организаций, где работают профессионалы, объективно оценивающие положение дел в авиастроении.

К примеру, на недавно состоявшемся Втором Съезде авиапроизводителей России в Ульяновске целая группа специалистов от ОАО «Авиапром» во главе с В.Д. Кузнецовым плодотворно работала в организационном комитете, а потом и по подготовке резолюции съезда, текст которой в окончательной редакции стал более критичным…

Что еще хотел отметить. ОАО «Авиапром» проводит большую работу по повышению авторитета авиационной промышленности, пропаганде исторических достижений отечественных авиастроителей. В последнее время вышли три фундаментальные книги по истории авиастроения в России, которые ОАО «Авиапром» подготовил и выпустил. Самая последняя книга - «Крылья Великой Победы», должна стать настольной для всех руководителей отрасли. На ее страницах можно найти ответы на многие болезненные вопросы, волнующие авиастроителей России.

Сегодня, как никогда, нужна настоящая федеральная программа России по возрождению авиастроения в стране. И чтобы реализацией этой программы занимался государственный координирующий орган…

Евгений Алексеевич ГОРБУНОВ, генеральный директор НП "Союз авиапроизводителей", в своем выступлении основное внимание уделил теме стандартизации.

- 16 июня Государственная Дума намерена принять Закон о стандартизации в РФ. Закон, в определенной степени, революционный. Государство дает очень серьезный посыл для промышленности: бизнес должен заниматься стандартами, финансировать эту работу и научиться пользоваться этими стандартами. Когда мы говорим, что должны создавать технику мирового класса, сначала необходимо разобраться с собственными стандартами.

Чтобы ситуация, связанная с введением стандартов, имела продвижение и развитие, необходимо эту работу организовать на всех предприятиях отрасли...

Е.А. Горбунов отметил плодотворность сотрудничества Союза авиапроизводителей и ОАО «Авиапром», в том числе при подготовке и проведении Съезда авиапроизводителей России, который решено сделать ежегодным.

Сергей Анатольевич АСТАХОВ, генеральный директор ОАО "НИИ парашютостроения":

- В конце девяностых наш институт находился в полном упадке, представлял из себя руины в прямом и переносном смыслах. НИИ Парашютостроения сегодня – это развивающаяся организация с современной базой, выполняющая большой комплекс специальных работ. В настоящее время все экономические показатели имеют положительную динамику. Ведется фундаментальная работа по разработке тактики и стратегии развития парашютостроения… Всего этого удалось достичь только благодаря активному содействию ОАО «Авиапрома», который фактически возродил единственный в Российской Федерации НИИ в области парашютостроения.

Владимир Иванович БАБКИН, генеральный директор ФГУП "ЦИАМ им. П.И.Баранова»:

- Важность двигателей признана. Но этого недостаточно. Среди главных конструкторов авиационной техники нет генерального конструктора двигателей. Мы такое предложение в ВПК внесли. Большая вероятность того, что оно будет принято.

Особо подчеркиваю, - средств на двигателестроение недостаточно. Ситуацию необходимо кардинально менять...

Обращаясь к руководству ОАО «Авиапром», хочу пожелать и впредь продолжать настойчивую деятельность по возрождению и сохранению отечественной авиапромышленной отрасли.

Общее собрание акционеров утвердило годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность за 2014 год. Утверждено было также рекомендованное Советом директоров распределение полученной прибыли, включая выплату акционерам дивидендов в размере 100% от стоимости акций. Основная часть прибыли направлена в фонды экономического развития и социальной поддержки ОАО «Авиапром» на 2015 год.

Собрание акционеров выбрало новый состав Совета директоров, ревизионную комиссию и аудитора Общества.

В состав Совета директоров ОАО «Авиапром» в частности вошли:

- В.Д. Кузнецов, генеральный директор ОАО «Авиапром»,

- В.В. Апакидзе, председатель Совета директоров, зам. генерального директора ОАО «Авиапром»,

- А.И. Анисимов, исполнительный директор ОАО «Авиапром»,

- Е.Н. Каблов, генеральный директор ФГУП ВИАМ,

- В.М. Чуйко, президент АССАД,

- Б.В. Обносов, генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»,

- Б.И. Тихомиров, генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»,

- Н.П. Устименко, генеральный директор ЗАО «Абакан-Авиа»

и другие авторитетные в отрасли руководители предприятий.

Составной частью информационного и общественно-политического обеспечения общеотраслевых функций Открытого акционерного общества «Авиапром» является награждение общественными наградами, учрежденными Советом директоров Общества: Золотой медалью имени П.В. Дементьева за заслуги в создании и организации производства новейших образцов авиационной техники, в реконструкции и модернизации мощностей научной и производственной базы; присвоение почетных общественных званий «Ветеран авиационной промышленности» за большой вклад в развитие авиастроения и «Надежда авиастроения» - молодым работникам отрасли за успешную и эффективную научную и изобретательскую деятельность, разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности организации производства и качества выпускаемой продукции.

Награды Открытого акционерного общества «Авиапром» являются формой признания авиационной общественностью личных заслуг и значительных достижений в области создания образцов авиационной техники и развития авиационной промышленности, а также способствуют повышению престижности работы на предприятиях отрасли среди молодых специалистов.

По уже установившейся традиции заключительная часть годового общего собрания акционеров – торжественная: вручение корпоративных общественных наград ОАО «Авиапром».

Золотой медалью им. П.В. Дементьева

за выдающиеся заслуги в авиастроении награждены:

- ДЁМИН Вадим Юрьевич – главный конструктор отраслевого СКБ экспериментального самолётостроения (МАИ),

- ЛИСЕЙЦЕВ Николай Константинович – профессор кафедры «Проектирование самолётов» МАИ, д.т.н.,

- ИГНАТКИН Юрий Михайлович – заведующий кафедрой «Проектирование вертолётов» МАИ, к.т.н., доцент,

- РЫБАКОВ Вячеслав Николаевич – президент фирмы «Лазер-сервис» (ранее работал на предприятиях авиапромышленности, в аппарате Минавиапрома СССР, начальником Управления авиационной промышленности Роспрома),

- НЕМУХИН Анатолий Александрович – бывший директор Государственного специального проектного института №10 (ГСПИ-10),

- ЧЕТВЁРКИН Александр Иванович – ведущий специалист Управления аэропортовой деятельности и авиационного обеспечения ФГУП «ЦЭНКИ».

Почётное общественное звание

"Ветеран авиационной промышленности"

за большой вклад в развитие авиастроения присвоено:

РЫЖОВУ Юрию Ивановичу – начальнику Отдела охраны труда АО «РПЗ».

Почётное общественное звание

"Надежда авиастроения"

за эффективную научную и производственную деятельность в авиационной промышленности присвоено:

- КОТЛЯРОВУ Вячеславу Владимировичу - главному конструктору по воздухоплавательной тематике КБ автоматики ОАО «ДКБА»,

- ЧЕКИРДЕ Павлу Александровичу – начальнику отдела ОАО «ДКБА» по созданию перспективных систем пожарной сигнализации и пожарной защиты летательных аппаратов.

По материалам пресс-центра ОАО «Авиапром»

публикацию подготовил

В.И. ТОЛСТИКОВ, редактор «КР»