Авиация и власть

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

Ещё совсем недавно разговоры о создании базы на Луне казались фантастикой. Сегодня в России эти вопросы обсуждаются в режиме обычных рабочих задач: известны сроки, исполнители, есть представление, что и как нужно делать. Выходит, наша ракетно-космическая отрасль, о которой многие начали говорить едва ли не в прошедшем времени – мол, живёт на советских заделах, продолжает активно развиваться?

Портал profiok.com рассказывает, почему Роскосмосу потребовалась реформа, чем заняты сегодня предприятия отрасли, а также о лунной программе, перспективах МКС и о «земных» сервисах, которые появляются благодаря освоению космоса.

Когда мы полетим на Луну?

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

12 апреля 2018 года, в День космонавтики, Владимир Путин встретился с космонавтами и ветеранами космической отрасли.

Президент заверил своих собеседников, что работа по созданию сверхтяжёлой ракеты, которая будет использована сначала для доставки грузов на окололунную орбиту, а затем и для полётов на Луну, уже начата. Владимир Путин пояснил, что для осуществления пилотируемых полётов нужно будет создать транспортный пилотируемый корабль, так что начать планируется с освоения орбиты Луны.

«Сначала лунная орбита, облёты, станции должны создаваться на лунной орбите, а потом уже модули на самой Луне»,– так Путин обрисовал последовательность работ.

По словам вице-премьера (интервью РБК-ТВ 17.04.2018 – прим. profiok.com), уже через год – в 2019 году на Луну будет отправлен малый посадочный модуль «Луна-25», запуск которого «позволит оценить инженерно-конструкторские решения для больших лунных аппаратов». Затем в 2022, 2023 и 2025 годах последует запуск станций, которые будут работать на окололунной орбите, и модулей, которые будут спускаться на поверхность Луны и входить в слой лунного грунта.

С появлением планов по пилотируемым полётам на Луну, а в дальнейшем и на Марс, в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) задумались об изменении программ подготовки космических экипажей. Сейчас космонавты в обязательном порядке учатся пилотированию самолётов, но при посадке на небесные тела, скорее, потребуется опыт управления вертолётной техникой, поскольку посадка будет проходить вертикально. Подготовка космонавта занимает до десяти лет, так что начинать – самое время.

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

Есть и ещё один важный момент, о котором упомянул Владимир Путин. Поскольку и создание сверхтяжёлой ракеты, и строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – задачи крайне затратные, важно, чтобы их выполнение было синхронизировано, то есть чтобы и ракеты, и стартовый стол появились одновременно.

Дмитрий Рогозин дал поручение начать строительство второй очереди космодрома Восточный в мае этого года. Вице-премьер поручил с середины мая развернуть на космодроме оперативный штаб, чтобы координация работ происходила прямо на месте. Кроме того, предполагается, что строительством займутся люди, которые принимали участие в создании первой очереди космодрома – а значит, обладают соответствующим опытом. Первый запуск с Восточного тяжёлой ракеты «Ангара – А5» должен состояться в конце 2021 года. Третий стартовый комплекс на Восточном будет создаваться под сверхтяжёлую ракету, которая будет запущена через 10 лет.

Будет ли продолжаться сотрудничество с Америкой и другими партнёрами?

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

Осенью 2017 года Россия и США подписали соглашение о намерениях по созданию станции на окололунной орбите. Проект международной окололунной платформы носит название Lunar Orbital Platform – Gateway. Строительство станции планируется начать в 2022 году, а в 2024 году к ней присоединится российский отсек со шлюзовой камерой для выходов в открытый космос.

К счастью, сфера освоения космоса пока никак не пересекается с политикой. Все понимают, что совместное продвижение в этой сфере означает развитие в интересах всего человечества. Более того, пройти этот путь в одиночку не способна ни одна страна.

«Мы не собираемся ничего здесь ломать, выходить из этих программ. Мы намерены сотрудничать. У нас ведь партнёры и по Луне, и по изучению Марса – Соединённые Штаты, Канада, Япония, Евросоюз, – пояснил Владимир Путин. – Те, у кого есть технологии и желание этим заниматься. У нас и технологии есть, и желание есть, и финансовые возможности возрастают. Так что все эти планы будем реализовывать».

С другой стороны, учитывая осложнившуюся в последнее время геополитическую ситуацию, нельзя сбрасывать со счетов гипотетическую вероятность изменений в космической стратегии США. Например, Россию могут не взять в «Лунную программу» или предложить условия, которые отличаются от условий для равноправного партнёра. Что мы будем делать в такой ситуации? Этот вопрос вице-премьеру Дмитрию Рогозину задала журналистка телеканала РБК.

«Конечно, кооперация здесь была бы хороша, но не любой ценой. Мы точно не будем навязываться и не пойдём подмастерьями», – ответил Рогозин.

Тем не менее, все рассчитывают, что кооперация России и США в космосе будет продолжена. И она продолжается – например, в конце марта на МКС отправился «Союз МС-08» с российско-американским экипажем. Россия по-прежнему сотрудничает с Америкой в рамках МКС, на Байконуре и в Звёздном городке проходят подготовку американские космонавты. Мы до сих пор продаём США двигатели для ракет – НК-33 и РД-180. Надо сказать, что это сотрудничество выгодно не только Штатам, но и России: средства, вырученные от поставок двигателей, идут на разработку более современных образцов, в которых используются, скажем, аддитивные технологии.

Что будет с МКС?

Международная космическая станция в 2018 году отметит двадцатилетний юбилей своей работы. Основными участниками этого проекта являются Россия и США. Договорённости между нашими странами относительно совместного использования станции заканчиваются в 2024 году. О дальнейших планах США пока ничего не ясно. Известно, что Дональд Трамп ратует за то, чтобы закончить работу на МКС и развивать пилотируемую космонавтику на лунной орбите. Есть в США и противники такого подхода.

Как бы то ни было, время до 2024 года ещё есть. Если же говорить об альтернативных вариантах, то у России есть предложение частной компании S7 Space об эксплуатации российского сегмента МКС.

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

Дмитрий Рогозин считает, что России тоже стоит ориентироваться на лунную орбиту, оставив МКС частным компаниям. Вице-премьер уверен, что даже ракеты стоит строить только такие, которые смогут в будущем долететь до Луны. «Надо выжать максимум из МКС и двигаться дальше», – сказал Рогозин в интервью «Коммерсанту».

Выжать максимум означает, во-первых, коммерциализацию использования станции, во-вторых – организацию там испытательного полигона для новых космических аппаратов. Вместо того чтобы отправлять космические корабли далеко в космос, а потом при потере связи гадать, что с ними приключилось, можно будет сначала испытать это оборудование на МКС под присмотром экипажа.

Кстати, об экипажах. Дмитрий Рогозин убеждён, что везде, где человека можно заменить роботом, нужно это делать, поскольку космос – это большой риск, и попусту рисковать жизнью космонавтов – неоправданная роскошь. Эта задача в нашей стране тоже решается: корпорация «Энергия» занимается разработкой человекоподобного робота-аватара F.E.D.O.R. Этот робот будет выходить в открытый космос и, к примеру, ремонтировать оборудование. Управляться он будет оператором с Земли, при этом человек будет видеть то же, что видит робот, а аватар будет полностью повторять движения человека. F.E.D.O.R. отправится в космос на новом пилотируемом корабле в 2022 году.

Не потеряем ли мы рынок космических пусков?

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

«Да ничего мы вам не собираемся уступать. Размечтались», – так прокомментировал Дмитрий Рогозин в Facebook публикации СМИ о том, что конкуренты усиленно теснят Россию на рынке пусковых услуг. Вице-премьер добавил, что Роскосмосу, конечно, следовало раньше подумать об обновлении парка ракет-носителей. Сейчас время потеряно, но лидерство России на рынке космических запусков будет восстановлено.

«Есть план мероприятий, которые будут реализованы, если их чётко контролировать, – пояснил Рогозин в интервью РБК. – Они приведут к тому, что мы восстановим своё реноме в качестве главного космического ямщика».

«Лёгкая» версия ракеты «Ангара» должна быть произведена к 2019 году, «тяжёлая» – в 2021 году. Полный технологический цикл производства всех типов этой ракеты-носителя разворачивается на площадке омского «Полёта».

Важно, что в производстве используются новейшие технологии – а значит, изделие получится самое современное. Когда проектировали «Ангару», многих материалов и технологий просто не было. Сейчас всё это активно используют. К примеру, топливные баки изготавливаются с применением фрикционной сварки (металл нагревается за счёт трения – прим. profiok.com), а не обычной аргонодуговой.

По словам Дмитрия Рогозина, для простого выведения станции на лунную орбиту было бы достаточно привычного «Протона-М». Однако от него решили отказаться, потому что он работает на грязном топливе – на токсичном гептиле. Ракеты «Ангара» – экологические, они работают на керосине и кислороде. В 2021 году с Восточного будет запущена усовершенствованная версия тяжёлой ракеты – «Ангара-А5М», бортовые системы которой будут созданы на основе комплектующих отечественного производства.

Для совершения пилотируемого полёта на Луну или на лунную орбиту понадобится гораздо более мощная ракета, которая только начинает разрабатываться. Эскизный проект Роскосмос должен представить осенью 2018 года. Новая ракета сможет доставлять к Луне до 27 тонн полезного груза за пять суток. Планируется, что созданная ракета сможет быть также задействована при полётах к Марсу и Юпитеру.

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

Параллельно идёт работа над созданием ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». На днях Дмитрий Рогозин заявил, что правительство будет рассматривать вариант создания этой ракеты не на кислород-керосиновом, а на метановом двигателе. Это принципиально новое техническое решение. В Военно-промышленной комиссии считают, что нужно вести речь не просто о создании новой средней ракеты, а появлении нового поколения ракет, которое в будущем сможет заменить ракеты класса «Ангара». А если думать о далёком будущем, то создавать новую ракету на старом двигателе, по всей видимости, не имеет смысла.

Заметим, руководству отрасли до сих пор приходится расхлёбывать наследие 1990-х. К примеру, выяснилось, что эскиз двигателя на метане, разработанный в Воронеже, в 1998 году продали американцам. Поэтому за основу планируется взять модификацию 2012 года, которая отличается от утекшей в США.

Словом, летать в космос и доставлять на орбиты полезную нагрузку Россия будет, и уступать свои позиции она не намерена. Другое дело, что рынок средств выведения составляет лишь четыре процента от общего рынка космических услуг.

Будущее – за развитием сервисов

По словам Дмитрия Рогозина, реальный рынок космических услуг формируется не за счёт выведения на орбиты полезных нагрузок, а за счёт создания этих самых полезных нагрузок – космических аппаратов и соответствующих сервисов на земле. Здесь лежат совсем другие деньги, уверяет Рогозин, оценивая реальный рынок космических услуг в 350 миллиардов долларов. И на этом рынке России есть где развернуться.

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

Самый яркий пример – глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). 24 апреля Дмитрий Рогозин на рабочей встрече с Владимиром Путиным рассказал президенту о том, какие технологии развиваются в России на её основе, в частности – в гражданской экономике. На сегодня системой дифференциальной коррекции оснащены большинство аэропортов и морских портов России, включая порты Крыма. Отставание в точности от системы GPS ликвидировано, и его, как заверил Рогозин, «уже не будет».

Оборудование автомобилей, ввозимых в РФ, модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» позволило на треть сократить смертность на дорогах. Сейчас речь идёт об обязательном оснащении модулями ГЛОНАСС самолётов, закупаемых российскими авиакомпаниями. К сожалению, производство самих модулей приёма сигнала ГЛОНАСС в нашей стране пока не налажено, если не считать отвёрточной сборки. Эту задачу тоже придётся решать в самом ближайшем будущем.

ГЛОНАСС – не единственная возможность использовать космос в гражданских целях. Сегодня спутники мониторят погодные изменения, отслеживают чрезвычайные ситуации, помогая экономике в решении многих задач. Например, орбитальные группировки, состоящие из достаточного количества спутников, могут полностью решить задачу выявления очагов лесных пожаров, предсказания паводков или ледоходов. В нашей стране много труднодоступных регионов, поэтому использование космического мониторинга даёт широкие возможности для пространственного развития России.

Нашей стране нужно привыкнуть не просто тратить деньги на развитие космических программ, но и разворачивать сервисы на Земле в рамках гражданской инфраструктуры. Тогда дальнейшее освоение космоса будет не только вызывать гордость, но и приносить ощутимый доход.

Реформа космической отрасли: впереди второй этап

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

О большом количестве проблем в Роскосмосе не говорит только ленивый. История со строительством первой очереди космодрома Восточный, нештатные ситуации во время запусков ракет – всё это стало сигналом: отрасли нужна серьёзная реформа. «В управлении госкорпорации есть системные ошибки», – заключил Дмитрий Рогозин.

Выяснилось, что реформы должны быть разноплановыми – от технологического перевооружения предприятий до радикальных изменений в управленческих подходах, связанных с пониманием стратегических задач. По словам Рогозина, государственный интерес в развитии космической отрасли состоит не столько в развитии собственно космонавтики, сколько в решении технологических задач, а также задач коммерциализации услуг, которые Россия может оказывать в этой сфере.

Понятно, что на советском наследии, каким бы великим оно не было, далеко уже не уедешь. Соответственно нужно что-то делать и со структурой промышленности Роскосмоса: отрасль переразмерена, многие работы дублируются, кадры стареют. Ракетно-космической отрасли нужно срочно заняться «технологическим фитнесом» – избавиться от бюрократии, ликидировать запараллеленность, привлекать и продвигать молодёжь. В этом смысле очень многое зависит от руководителей предприятий. Как сформулировал Дмитрий Рогозин, управлять нужно не акциями предприятий, а развитием производства. Кроме того, как считают в ВПК, отрасль нужно открывать для частного капитала.

Первый этап реформы Роскосмоса уже завершён: все ФГУПы были преобразованы в акционерные общества и теперь подчиняются корпорации. Иными словами, проведены юридические изменения и выстроена некая управленческая вертикаль.

Но суть реформы не в этом. На втором этапе, который начнётся летом 2018 года, отрасль будет переформирована. Появятся профильные холдинги, отвечающие за ракетостроение, создание новых двигателей, приборостроение, диверсификацию и так далее. По мнению Дмитрия Рогозина, необходимы также структуры, которые могли бы проводить совместные конструкторские работы с авиастроителями. Авиационные и космические технологии сопрягаемы, считает вице-премьер. К примеру, если говорить о многоразовых ракетах, то в наших географических условиях посадка возвращаемой первой ступени возможна только «самолётным» способом.

Безусловно, в компании появится подразделение, ответственное за разработку микроэлектроники и радиоэлектроники. В условиях антироссийских санкций это направление пострадало больше других. Выход в такой ситуации только один: воссоздание, а с учётом появления принципиально новых технологий, по сути – создание собственной микроэлектронной промышленности. Когда в 2014 году вводился план импортозамещения, эти моменты были отчасти предусмотрены: было проведено сокращение номенклатуры комплектующих, которые используются при изготовлении приборов. Специалисты утверждают, что с переходом на отечественные микросхемы бортовые вычислительные системы «потяжелели», но решение этой проблемы – вопрос времени, отечественная радиоэлектроника развивается довольно уверенно.

Рогозин о реформе Роскосмоса: управлять нужно не акциями, а развитием производства

«В космической отрасли сейчас происходит примерно то же, что на протяжении последних лет происходило в ОПК, – объяснил порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – В оборонке точно так же предприятия объединялись в корпорации, в корпорациях выделялись профильные дивизионы, проводилась «инвентаризация» номенклатуры, по-новому выстраивались связи между компаниями, изживался феодализм и попытки выстроить натуральное хозяйство. Всё это означает построение единой системы управления. Как мы видим по развитию отрасли, этот управленческий подход оказался высокоэффективным. В космической отрасли всё тоже обязательно получится, достаточно вспомнить историю со строительством космодрома Восточный: никто не верил, что катастрофическое отставание можно догнать. Оказалось – можно, если не воровать и подходить к работе системно. Рогозин часто повторяет, что отрасль должна формироваться как единое предприятие. На мой взгляд, это едва ли не единственный способ обеспечить её энергичное, эффективное, сбалансированное развитие, направленное на решение не только сегодняшних, но и завтрашних задач».

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба ЦЭРС

Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6316#ixzz5DjNw2RB0

Пресс-служба Центр экономического развития и сертификации Институт экономических стратегий РАН