Авиация и власть

Рогозин: «Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать»

На расширенном заседании коллегии Минпромторга 24 марта были озвучены основные краткосрочные и среднесрочные задачи, стоящие перед отечественной оборонной промышленностью. Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает, что у оборонки есть всё для того, чтобы уверенно найти и занять существующие ниши в гражданском сегменте, надо лишь грамотно помочь предприятиям это сделать.

Об управлении промышленным развитием

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

Стоит отметить, что прошедшее заседание коллегии Министерства промышленности и торговли было особенным: на нём впервые присутствовали не только ответственные за работу промышленности вице-премьеры, но и сам глава кабмина – Дмитрий Медведев. Помимо общих фраз о необходимости «держать планку» и «двигаться вперёд», премьер-министр сообщил, что отрасли, поддержкой которых стало последовательно заниматься государство, дают ощутимые результаты в развитии (ну надо же! – profiok.com). По словам Медведева, сейчас происходят серьёзные изменения в технологическом укладе, которые «некоторые эксперты» называют четвёртой технологической революцией. В такой ситуации речь может идти не просто об индустриализации, а об управлении промышленным развитием. Государство уже не командует промышленностью, подчеркнул премьер-министр. Оно лишь «укрепляет её конкурентоспособность, действуя через формирование норм регулирования, поддерживая перспективные направления, развивая систему специализированных институтов».

По итогам 2016 года совокупный прирост промышленного производства составил 1,3%. Это, конечно, не те показатели, которыми следует гордиться, но, как сказал Дмитрий Медведев, «в текущих условиях это тоже результат». Счётная палата настроена чуть менее оптимистично: аудитор Сергей Агапцов отметил, что рост «пока неустойчив», а для достижения эффективности следует своевременно увязывать меры государственной поддержки с конкретными результатами.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркнул, что в ОПК наблюдается прирост объёмов производства во всех сферах, произведено техническое перевооружение многих предприятий, в отрасли собраны лучшие кадры. Если сложился такой капитал, то «надо его рачительно использовать не только для перевооружения армии и флота, но и чтобы иметь качественные продукты и товары на прилавках», считает Рогозин.

В целом ОПК демонстрирует впечатляющий качественный и количественный рост, плюс к этому – обеспечивает обороноспособность страны и обладает серьёзным потенциалом для развития гражданского производства. «Оборонка достойна того, чтобы её продолжать стимулировать дальше», – заключил Рогозин.

Об импортозамещении

Тезис о том, что импортозамещение – не самоцель, звучал уже бесчисленное количество раз, однако глава правительства произнёс его снова. Медведев пояснил, что следует говорить о «разумном импортозамещении». Оно будет проходить в соответствии с отраслевыми планами, утверждёнными Минпромторгом. Здесь следует различать ситуации, когда нужно либо быстро наладить выпуск аналогов импортной продукции, либо решить задачу обеспечения долгосрочной технологической независимости. «Особенно это касается оборонной составляющей», – подчеркнул Медведев.

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

Вице-премьер Аркадий Дворкович пошёл дальше и ввёл термин «экспортоориентированное импортозамещение». Ставится задача замещения импортных аналогов на таком уровне, который позволит не только удовлетворить потребности внутреннего рынка, но и экспортировать продукцию. Этот подход, по мнению Дворковича, должен распространяться даже на «отстающие» производства, только так мы сможем приблизиться к оптимальной структуре промышленности. В критически важных случаях государство может искусственно ограничивать конкуренцию. Однако о постоянных и долгосрочных «избыточных преференциях» Дворкович предлагает забыть и заняться поиском баланса «между решением текущих задач и долгосрочными интересами».

Иными словами, государство, конечно, будет поддерживать отечественных производителей, как это, например, происходит в гражданском авиастроении: недавно созданная Авиационная коллегия занимается координацией работы ведомств по созданию условий, при которых отечественные перевозчики будут заказывать российскую авиационную технику. Но эта продукция должна быть конкурентоспособной, то есть как минимум не хуже зарубежных аналогов.

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

Один из аспектов такого подхода – планируемый переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что ведомство завершает работу над полусотней справочников НДТ по всем секторам экономики, где «предусмотрено применение преимущественно отечественного оборудования». Внедрение этих технологий потребует значительных инвестиций (около 8 трлн рублей до 2030 года), но позволит нарастить конкурентоспособность и выйти на глобальный рынок.

Дмитрий Рогозин считает, что в области импортозамещения в сфере производства вооружений и военной техники предприятиям отечественной оборонки есть чем гордиться. С 2014 года практически в полном объёме удалось заместить комплектующие, поступавшие из Украины. С продукцией НАТО и Европейского союза, в основном это радиоэлектроника, ситуация сложнее, и полный переход на отечественные аналоги займёт ещё несколько лет, «но и сейчас многое сделано».

О диверсификации

Основной задачей оборонно-промышленного комплекса по-прежнему остаётся обеспечение обороноспособности России, то есть своевременное и качественное исполнение гособоронзаказа. Однако не менее важная задача – диверсификация производства. По мнению Дмитрия Медведева, это означает «формирование устойчивых бизнес-моделей, которые позволяют успешно внедрять инновационные технологии».

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

«Для нас это самая умная позиция с точки зрения мобилизационных возможностей военной промышленности, – пояснил Дмитрий Рогозин. – Речь идёт не о перепрофилировании военной промышленности, а о том, чтобы на существующих мощностях с существующими компетенциями произвести то, что можно было бы консолидировать в виде единого гражданского заказа». Есть немало направлений, где оборонщики могут реализовать свой потенциал – гражданское судо- и авиастроение, радиоэлектроника, производство медицинского оборудования. Для работы по этим направлениям у оборонки есть всё необходимое. Более того, некоторые предприятия давно уже успешно производят и реализуют такую продукцию. Просто далеко не у всех предприятий есть навыки работы на гражданском рынке, конкурентной борьбы – тем более, что сейчас «соревнуются между собой не товары, а корпорации». Рогозин считает, что со стороны государства, правительства, Минпромторга крайне важно поддерживать такие предприятия.

Как известно, к 2030 году доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в ОПК должна составить не менее 50 процентов. Правительством утверждён соответствующий план, детализацией которого стала разработанная Минпромторгом дорожная карта. Эти документы предусматривают формирование необходимой инфраструктуры, изучение рынков, где может быть востребована соответствующая продукция, меры по стимулированию спроса и продвижению этой продукции.

Дмитрий Рогозин пообещал, что в ближайшее время будут подготовлены предложения по формированию госзаказа на гражданскую продукцию и мерам, стимулирующим её производство. По сути, это должно привести к разработке соответствующей госпрограммы – ГПГП, госпрограммы гражданского производства, как назвал её вице-премьер.

«Нам надо напрячься и сделать так, чтобы потом можно было гордиться тем, что деньги на ОПК направлялись не только для того, чтобы стать физически сильными, но и для создания собственного суверенного гражданского производства», – считает Рогозин.

Отметим, что пока у Минпромторга есть ответы далеко не на все вопросы, связанные с диверсификацией. К примеру, Мантурова спросили, какие меры будут применяться для того, чтобы исключить возможное дублирование производства гражданской продукции на предприятиях ОПК, которое может привести к ненужной конкуренции. «Основная масса предприятий – частные независимые хозяйствующие субъекты, и осуществлять координацию в приказном порядке сложно», – ответил министр. Вариант, который представляется ему приемлемым – это создание неких рабочих групп по каждому технологическому направлению. Представители предприятий, входящие в эти рабочие группы, будут «видеть и понимать заказ, который идёт от отраслей потребления».

О расширении экспорта вооружений

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

На первый взгляд, основные задачи оборонных предприятий и стоящих над ними ведомств лежат в сфере диверсификации. Но есть серьёзные вопросы и в сфере развития экспортного потенциала, причём решать их предстоит уже не предприятиям, а руководству отрасли. Помощник президента РФ Владимир Кожин рассказал, что многие партнёры России по ВТС – Китай, Индия, Турция, Малайзия и так далее – ставят вопрос не просто о покупке вооружений и военной техники, а о развёртывании в своих странах локализованного производства сложных военных систем. Это очень непростой экономический и политический вопрос. Если Россия откажется от такого сотрудничества – она может потерять партнёров, если согласится – поставит в сложное положение собственную промышленность. «Что же мы будем делать со своими мощными современными заводами и верфями?», – прямо поставил вопрос Кожин. По его мнению, следует «искать золотую середину», но помнить, что любая ошибка здесь будет стоить очень дорого. Вариант решения вопроса будет подготовлен Минпромторгом и передан президенту.

Кожин обозначил ещё одну задачу в сфере ВТС, которую предстоит решить Минпромторгу в ближайшее время. Речь идёт о применении как можно более разнообразных форм в торговле вооружениями. Есть ряд стран, у которых есть спрос на российское оружие, но нет валюты, чтобы за него расплачиваться. Работоспособных механизмов, которые Россия могла бы им предложить, пока нет. Это мог бы быть бартер, использование их природных ресурсов и так далее. «Пока мы ничего предложить не можем, наше место моментально и агрессивно занимают наши партнёры, в первую очередь Китай. Пока мы будем раскачиваться и говорить, что это сложные формы, мы будем терять эти рынки», – предостерёг Кожин.

О конструктивном взаимодействии и системном подходе

Удивительно, что именно на коллегии Минпромторга – ведомства, отличающегося современным взглядом на управление и всегда открытого к диалогу, постоянно звучали призывы одних структур к другим синхронизировать работу, достигать взаимопонимания, действовать слаженно и в одном направлении.

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

Так, глава РСПП Александр Шохин призвал к согласованию позиций министра финансов Силуанова – прежде всего по поводу снижения ключевой ставки Центробанка. «Хотелось бы, чтобы предсказуемость механизмов поддержки была более длительной и предопределялась в рамках трёхлетних бюджетов и основных направлений налоговой политики», – выразил пожелание Шохин.

О разобщённости между различными ведомствами много говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его мнению, не очень эффективно взаимодействуют Минпромторг и Минобрнауки в сфере совершенствования системы образования, Минопромторг, Минобрнауки и РАН – в сфере развития науки и технологий. Важно налаживать взаимодействие с регионами, потому что многие аспекты, относящиеся и к образованию, и к промышленной политике в целом, реализуются именно в регионах. «Должно быть чёткое понимание взаимных выгод», – так видит принципы взаимодействия Дворкович.

Рогозин: Оборонка достойна того, чтобы её стимулировать

Дмитрий Рогозин рассказал, что на форуме «Арктика – территория диалога», который пройдёт в Архангельске 29-30 марта, делегатам будут предоставлены каталоги продукции арктического использования, которая производится в их федеральных округах. Подобная продукция может быть использована где угодно: если технология или инструмент работает в Арктике, он может работать везде. Вице-премьер попросил Минпромторг сделать совместно с Минздравом такую же подборку по медоборудованию и медицинским инструментам, «потому что от правительства невозможно добиться полноценной информации, что мы ввозим»: каждый регион делает закупки самостоятельно, и нет даже понимания, можно ли добиться скидок, выбрав единственного поставщика и сделав консолидированный заказ. Похоже, сложившаяся ситуация многих устраивает, а существующие управленческие механизмы не позволяют Рогозину решить вопрос системно. Поэтому вице-премьер предлагает уже не раз испробованный метод – сделать всё силами соратников и единомышленников. «Давайте сделаем такие сборники по здравоохранению, энергетике, электронике, будем постоянно обновлять информацию и электронную базу. Упершись головой в эту пробиваемую стенку, мы добьёмся того, что будем летать на своих самолётах, ходить по нашим морям и океанам на наших кораблях и судах, пользоваться высококлассным медицинским оборудованием, произведённым на наших предприятиях».

Давно бьётся Рогозин и с темой возможного привлечения торговых представительств РФ в разных странах к продвижению российской продукции. «Торгпредства должны быть жёсткими лоббистами-толкачами российской продукции на зарубежных рынках, это должно быть их главное назначение. Генетическая связь Минпромторга и торговых представительств совершенно очевидна», – подчеркнул Рогозин, прилюдно пообещав Мантурову «поддавливать» этот вопрос.

Словом, важность совместных действий вроде бы все осознают, но эффективные механизмы взаимодействия, несмотря на все старания Минпромторга, пока не сформированы. «Поставленные президентом цели мы планируем достичь опираясь на эффективную систему корпоративного управления, стратегического планирования», – говорит вице-премьер. Похоже, внутриотраслевого совершенствования будет недостаточно, пока не сформируется чёткая система управления промышленным развитием, о которой упоминал Медведев.

Что же касается взаимодействия на отраслевом уровне, то коллегия ВПК призывает к формированию «человеческих» контактов в дополнение к деловой переписке и «перекладыванию бумажек со стола на стол». Так, после встречи основных заказчиков энергетического оборудования и предприятий ракетно-космической промышленности удалось найти новые подходы к формированию заказа на производство такого оборудования, которые устраивают обе стороны. «Знаете, люди у нас просто даже не знакомы друг с другом!» – возмущается Дмитрий Рогозин.

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов

«Рогозин очень верно подметил важность формирования единой информационной среды и повышения качества коммуникации, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Руководители предприятий ОПК, которые проходят в ИНЭС повышение квалификации в рамках спецкурса «Стратегическое управление», часто представляют разные отрасли: в одной и той же группе учатся авиа- и кораблестроители, электронщики, представители КБ и так далее. Однако даже в таком случае прямое общение «глаза в глаза» оказывается полезным: кто-то обменивается опытом по решению сходных управленческих задач, кто-то вдруг находит среди коллег поставщика или партнёра, кто-то – соратника по совершенствованию законодательства.

Заседание коллегии Минпромторга отчасти тоже могло стать такой вот встречей «глаза в глаза». Но, похоже, в правительстве планы ВПК не всегда встречают однозначное одобрение и поддержку. Например, ещё в Сочи Дмитрий Медведев весьма прохладно отреагировал на предложения Рогозина о новой роли торгпредств. Судя по тому, что почти месяц спустя этот вопрос поднимается снова, дело если и движется в нужную сторону, то явно медленнее, чем хотелось бы. Кроме того, Рогозин часто говорит о необходимости всяческих «поддавливаний» и «пробивания стен». Минпромторг – пожалуй, одно из самых вменяемых ведомств, но хочется, чтобы всё руководство страны мыслило более-менее в одной парадигме: когда в товарищах согласья нет, дело их, как известно, не ладится. А куда же без слаженных и системных действий? Между прочим, на сайте правительства стенограмму выступления Рогозина на коллегии Минпромторга не опубликовали: надеюсь, это особенности протокола, а не следствие принципиальных расхождений. Искренне хочется пожелать Дмитрию Рогозину не растерять драйва и уверенности в правильности выбранной стратегии и обрести достаточно сторонников для её полномасштабной реализации».

Пресс-служба Центр экономического развития и сертификации Институт экономических стратегий РАН