Авиация и власть

Сергей Чемезов и Рустам Минниханов дали старт строительству сборочного авиационного производства в Татарстане

Генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов в рамках ЦИПР-2019 дали старт проекту строительства сборочного авиационного производства и аэродрома экспериментальной авиации в Татарстане. Строительство начнется в 2020 году, а ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2022 год.

Новое предприятие будет осуществлять сборку воздушных судов Т-500 и других самолетов на базе этой модели, в том числе двухместного и беспилотного вариантов. Аэродром экспериментальной авиации позволит проводить облеты и испытательные полеты производимой техники в непосредственной близости от производственных цехов.

«Создание современных производств и конкурентоспособной гражданской продукции – одна из ключевых задач Госкорпорации Ростех. Для выпуска многофункциональных современных самолетов Т-500 будет открыто высокотехнологичное производство мощностью до 100 воздушных судов в год, а общий объем инвестиций составит около 2,5 млрд рублей. Сфера применения Т-500 очень широка: это и авиахимработы, и мониторинг объектов, и лесоохрана. Уверен, что машина будет востребована не только в России, но и за рубежом – в странах Латинской Америки, Африки, Европы и СНГ», – сказал Сергей Чемезов.

«Ранее мы по-разному подходили к решению этой задачи, пока не нашли нашего стратегического партнера – Госкорпорацию Ростех. Самолет Т-500 разработан в Татарстане. Он востребован в сфере сельского хозяйства, промышленности, мониторинга окружающей среды, может эксплуатироваться в Сибири и на Дальнем Востоке. Решение о создании в республике сборочного производства и аэродрома экспериментальной авиации станет серьезным импульсом к дальнейшему развитию авиастроительной отрасли», – отметил Рустам Минниханов.

Проект реализуется Госкорпорацией Ростех совместно с Республикой Татарстан в рамках соглашения о создании и внедрении на территории республики всероссийской системы авиахимработ, которое было подписано на МАКС-2017. Участок земли под строительство объекта выделен правительством Республики Татарстан. Территория предприятия войдет в состав особой экономической зоны «Иннополис», что даст возможность получения соответствующих преференций, в том числе налоговых льгот.

Ключевые элементы конструкции планера из отечественных композиционных материалов будет производить Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина Госкорпорации Ростех. Управлять проектом будет дочернее предприятие ОНПП «Технология» – ООО «Аэропрактика». В проекте также примут участие резиденты ОЭЗ «Иннополис», которые займутся разработкой программных продуктов для проекта создания всероссийской системы авиахимработ.

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. Объединяет 15 холдинговых компаний и более 80 организаций прямого управления, всего – свыше 700 организаций в 60 субъектах РФ со специализацией в сфере продукции военного, гражданского и двойного назначения. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», Уралвагонзавод и т.д. Консолидированная выручка Ростеха в 2017 году достигла 1 трлн. 589 млрд. рублей, консолидированная чистая прибыль – 121 млрд. рублей, EBITDA – 305 млрд. рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

FAQ для пресс-подхода к С.В. Чемезову в рамках церемонии начала реализации проекта строительства сборочного авиационного производства и аэродрома экспериментальной авиации в Татарстане.

Расскажите, что за проект стартовал сегодня в Республике Татарстан?

Сегодня вместе с Президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым мы дали старт проекту строительства нового производства самолетов Т-500. В рамках проекта планируется построить в Татарстане современный авиационный завод и аэродром экспериментальной авиации. В настоящий момент ведутся проектные работы.

Что и в каком объеме будет производиться на предприятии?

На производстве будет осуществляться окончательная сборка воздушных судов Т-500 и других самолетов на базе этой модели, таких, например, как двухместный и беспилотный варианты. Также на базе этого объекта могут быть развернуты другие виды производства.

На территории более 200 гектаров будут размещены сборочные цеха, организованы складские помещения для хранения комплектующих, аэродром экспериментальной авиации, статус которого позволит проводить облеты и испытательные полёты производимой техники и специализированного оборудования в непосредственной близости от производственных цехов.

Расскажите о финансировании проекта.

Инвестиции будут привлечены на условиях частно-государственного партнерства. Привлечением инвесторов будут заниматься и Госкорпорация Ростех, и Республика Татарстан. Территория для строительства завода предоставлена Республикой Татарстан и после завершения строительства вместе с объектом войдет в состав особой экономической зоны «Иннополис». Это даст возможность получить налоговые льготы. Также со стороны государства ожидается поддержка в виде субсидий.

Почему нужно строить новое производство, если сборку можно организовать на уже существующих авиазаводах, мощности которых сейчас недозагружены?

С учетом масштаба проекта и комплекса решаемых задач решение по строительству данного производства является обоснованным и объясняется, главным образом, наличием в Республике Татарстан всей необходимой инфраструктуры и близостью нового производства к конструкторскому бюро и предприятию-разработчику, а также наличию производственных площадей и авиационных кадров.

Как вы могли бы оценить спрос на данный самолет? Насколько он конкурентоспособный по цене?

Спрос на Т-500 существует как со стороны сельхозпроизводителей, так и со стороны различных эксплуатантов, ведомств, заинтересованных в использовании данного воздушного судна в целях мониторинга окружающей среды, промышленных объектов, авиахимработ, лесоохраны.

Что касается стоимости самолета, то при серийном производстве мы планируем выйти на стоимость единицы в размере 20 млн рублей, что ниже стоимости зарубежных аналогов.

Когда представленные сегодня 10 самолетов будут переданы эксплуатанту?

С учетом того, что безопасность является одним из главных требований эксплуатанта, передача воздушных судов лидерному эксплуатанту состоится после проведения всего комплекса приемо-сдаточных испытаний. Мы планируем начать поэтапную передачу машин уже в конце мая этого года.

Пресс-служба "Ростех"