Авиация и власть

Валерий Корж, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Скажет ли каждый третий «спасибо»?

Закон о специальной оценке условий труда, который должен заработать с января будущего года, возможно, будет полезен почти для трети трудоспособных россиян.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж в этом полностью уверен, о чем и заявил на пресс-конференции в ТПП РФ. Он пообещал, что суть предстоящих изменений будет еще раз и подробно донесена до сведения работодателей и других заинтересованных сторон на международной конференции по вопросам охраны труда, которая состоится 10 декабря в рамках XVII ежегодной Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда», проходящей под патронатом ТПП РФ.

Дело в том, что в нашем отечестве больше 31 процента общей численности наших экономически активных сограждан, то есть более 21 млн человек, работает во вредных условиях труда. Как итог, ежегодный рост профессиональных заболеваний. По некоторым экспертным оценкам, государство и работодатели теряют из-за этого до 1,9 трлн рублей ежегодно.

Новый закон, пояснил чиновник, впервые тесно увяжет вопросы охраны труда с вопросами страхования. Выстроится четкая взаимосвязь размеров дополнительного страхового тарифа с конкретными условиями труда на рабочих местах.

Независимые организации проведут оценку условий труда (отсюда и название закона – «ФЗ № 337970-6 «О специальной оценке условий труда»); будут определены и измерены уровни вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса; условия труда на рабочих местах поделят на классы (оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

До сих пор у нас проводилась аттестация рабочих мест; в ней было много хорошего, но шла она, по сути, ни шатко, ни валко и не стала всеобщей, потому что особой экономической заинтересованности для работодателя не содержала. Власть надеется, что, взяв все положительное из аттестации, спецоценка заработает лучше, чем она, потому что от ее результатов будет - и серьезно - зависеть размер страховых взносов работодателя в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве. Чем хуже будут условия труда - тем выше окажется тариф; чем лучше - тем ниже тариф.

Собственно, такой подход весьма справедлив: сегодня человек, отработав на хозяина 10-15 лет во вредных условиях, принеся ему немалый доход, досрочно становится пенсионером на основании так называемого Списка №1 или Списка №2; все издержки этого несет почему-то именно государство. Российский бизнес и альтруизм - вещи малосовместимые; если предпринимателю невыгодно улучшать условия труда, то чего ради он будет это делать?

Теперь планируется, кстати, очень ощутимо повысить штрафы за несоблюдение и нарушения законодательства об охране труда, в частности, если не будет проведена спецоценка, не будет медосмотров, а персонал допустят к работе без обучения охране труда и без средств индивидуальной защиты и т.д. Вводится ответственность и для организаций, которым предстоит проводить специальную оценку, чтобы у них не появилось желания составлять недостоверные документы, сокращая затраты или соглашаясь на материально соблазнительное предложение работодателя.

Новые правила, убежден Валерий Корж, будут стимулировать работодателя улучшать условия. По его словам, велась и ведется тесная работа с социальными партнерами, причем дискуссия не всегда проходит гладко, бывают ухабы, но «нам всем надо выходить на согласованные решения».

Одним из неожиданных ухабов может оказаться то, что улучшение условий труда уменьшит число имеющих право на досрочную пенсию; люди готовы гробить свое здоровье, но получить льготную повышенную досрочную пенсию. Есть также опасения, не окажутся ли многие «за бортом» льгот из-за деления условий труда на классы и не станут ли сами подходы к оценке вреда более либеральными. Чиновник, конечно, будет отвечать так, как ему предписано свыше, но настоящие оценки поставит только практика.

В России, известно, уже не один серьезный закон сломал себе ноги и был дискредитирован из-за того, что вводился без необходимых подзаконных актов, которые должны обеспечивать его применение; отложенные «на потом», они часто вообще не появлялись, или появлялись не в полном объеме, или появлялись слишком поздно.

Валерий Корж уверяет, что с законом о спецоценке этого не случится: «Абсолютно точно не будет большого зазора между принятием закона и всей его подзаконной базы».

Не надо также ожидать одномоментной акции по специальной оценке условий труда. Предусмотрен, сказал Валерий Корж, разумный переходный период. Те, у кого была проведена аттестация рабочих мест, продолжат работать до истечения срока ее действия.

Первое чтение законопроекта прошло в Госдуме РФ 15 октября, на второе и третье остался лишь декабрь, но представитель Минтруда России уверен, что все будет сделано быстро, и с первого января будущего года, как и планировалось, закон заработает.

Получится ли? Увидим. Ждать недолго.