Авиация и власть

Владимир Гутенев: Отрасль авиаперевозок в нынешних условиях, безусловно, нуждается в поддержке государства, однако ее следует увязывать с развитием собственного авиапрома

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 24 февраля в Самаре провел совещание о мерах поддержки авиаперевозок в России. Участники совещания обсудили ситуацию в отрасли и возможные меры государственной помощи крупным авиакомпаниям.

В этой связи Первый зампред Думского Комитет по промышленности, Первый вице-резидент СоюзМаш России Владимир Гутенев заявил, что поддержка государства отрасли авиаперевозок в нынешних условиях, безусловно, нужна: «Однако оказание помощи необходимо увязывать с развитием собственного авиапрома. Более того, важно учитывать в какой юрисдикции находятся воздушные суда авиакомпаний. В большинстве своем, выполняя пассажирские перевозки, они находятся вне российской юрисдикции. Это приводит к потере федеральным бюджетом целого ряда платежей, таких, как НДС с арендных (лизинговых) платежей, налога на имущество, налога на доход лизингодателя. Только за период с 2012 года по первое полугодие 2014 года сумма потерянных таможенных пошлин составила 225,8 миллиардов рублей, тогда как сумма налогов от деятельности авиакомпаний в бюджет РФ за это время составила лишь 38,1 миллиарда рублей».

В преддверии мероприятия в Самаре крупнейшие авиаперевозчики сетовали на целый ряд обстоятельств, отрицательно сказавшихся на их деятельности, среди которых – и падение цены на нефть. Этот аргумент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Гутенев, наоборот, назвал благом, помогающим снижать издержки, поскольку из-за обвала цен на нефть снижается и стоимость авиационного топлива, затраты на покупку которого составляют примерно треть всех операционных расходов авиакомпаний.

По мнению депутата, учитывая новые политические и экономические реалии, курс на деофшоризацию, о которой говорил Президент страны, представляется целесообразным Правительству России принять меры по стимулированию авиакомпаний регистрировать воздушные суда в российской юрисдикции: «В первую очередь, нужно поддерживать те компании, суда которых находятся в российской юрисдикции, а также тех, кто закупает отечественную летную технику. Возможности российского авиапрома, до 60 самолетов в год, позволяют сегодня полностью обеспечивать воздушными судами авиаперевозчиков в сегменте, который занимает Суперджет. С 2018 года начнется производство среднемагистрального самолета МС-21. Именно создание благоприятных экономических условий для продвижения всей линейки отечественной техники на внутренний и внешний рынки и должен быть одной из основных задач государства в этой сфере».

Пресс-служба Союза машиностроителей