Авиация и власть

Владимир Гутенев:

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев считает, что авторитет российской космонавтики падает. «Мы уже сталкиваемся с достаточно серьезными угрозами по всем основным направлениям. Кроме того, отсутствие существенных финансовых вливаний в НИР и ОКРы препятствует формированию технологического прорыва в отрасли», - уверен депутат.

Сложная ситуация складывается с системой «Глонасс», считает Владимир Гутенев. «Мы не только можем сократить до критического числа численность нашей орбитальной группировки, но и потерять конкурентоспособность системы: набирает силу подобная европейская программа «Галилео» и китайская программа «Компас», которая по своим техническим характеристикам превосходит «Глонасс», - уточнил Первый зампред Думского Комитета по промышленности.

Владимир Гутенев считает необходимым изменить подходы Министерства финансов РФ к финансированию космической государственной программы. «Всех этих потерь могло бы не быть, если бы не близорукая позиция Минфина, который хронически недофинансирует отрасль, не страхует риски запусков космических аппаратов, считая это заурядной процедурой. А «Роскосмос» занимает позицию молчаливого соглашателя, которому два года подряд говорят, что нужно подождать, что та более чем 10-ти миллиардная недоплата вскоре будет компенсирована. Но тогда возникает вопрос - как быть с конкретными поручениями Президента, особенно, по строительству космодрома «Восточный», - отметил Гутенев, напомнив, что дефицит средств, необходимых для завершения строительства ракетного комплекса «Союз-2» на космодроме «Восточный», приведет к задержке на 2-3 года сдачи объектов 1-ой очереди космодрома в эксплуатацию.

Но еще более негативно несовершенство принципов финансирования космической программы, по мнению Владимира Гутенева, сказывается на перспективах отечественной космонавтики. «Мы уже видим усиление конкуренции со стороны космических стран и частных игроков. За последние 12 лет количество государств, осуществляющих космическую деятельность, увеличилось в полтора раза. При этом Китай по числу запусков обогнал США и стал второй по активности космической державой после России, развивая также коммерческий сегмент. Кроме того, в США, при поддержке Правительства, на рынок ракет-носителей активно выходят частные компании, усиливая конкуренцию в отрасли», - привел Гутенев в качестве иллюстрации данные Strategy Partners Group. Согласно исследованиям компании, Китай существенно опережает Россию по темпам развития ракетной промышленности, при этом сохраняя высокие показатели успешности запусков, а частные компании уже участвуют в международных компаниях и развивают космический туризм.

«Вопрос развития космонавтики – системный, - подчеркивает зампред Думского Комитета по промышленности, - как с точки зрения организации производства, так и с точки зрения выстраивания вертикально интегрированной структуры, где контролировалось бы качество продукции поставщиков не только второго, третьего, но и четвертого уровня промышленной кооперации. Причем, успокоенность надзирающих органов, которая в случае с «Протоном», видимо, имеет место, просто недопустима. Во всяком случае, нельзя допускать, чтобы или халатность, или злонамеренность чуждых интересов влияли на качество космических запусков».

Вместе с тем, положительным Владимир Гутенев считает то, что курирующий развитие российской космонавтики заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин демонстрирует способность к решению накопившегося комплекса проблем. «Вице-премьер в какой-то степени взял на себя ответственность за положение в космической отрасли и сформулировал предложения по ее реорганизации, которые и будет представлять высшим руководителям страны», - резюмировал Гутенев.

Пресс-служба Союза машиностроителей России