Авиация и власть

Юрий Алексеевич Рыжов – учёный, дипломат, политик

28 октября этого года выдающемуся ученому, академику Российской академии наук, дипломату, заведующему кафедрой аэродинамики Московского авиационного института, ректору МАИ (1986-1992 г.г.) Юрию Алексеевичу Рыжову исполнилось бы 87 лет.

Юрий Алексеевич Рыжов внес большой вклад в развитие авиационной науки в различных областях: аэродинамики больших скоростей, динамики разреженного газа, исследовании взаимодействия частиц атомного масштаба с поверхностью и неравновесных процессов в потоке газа, нестационарного теплообмена. Юрий Алексеевич – автор фундаментальных научных монографий и ряда статей. Под его руководством создан прибор «Фотон», который был установлен на космических аппаратах «Вега» и позволил получить уникальные данные о пылевой составляющей кометы Галлея. Его заслуги перед отечественной наукой трудно переоценить.

Юрий Алексеевич Рыжов активно занимался общественно-политической деятельностью. Был чрезвычайным и полномочным послом России во Франции.

Родители, сестра

Мать - Анастасия Петровна Рыжова родилась в Смоленской деревне Поповка, а отец, Алексей Георгиевич Рыжов, в подмосковной деревне Кочергино рядом с городом Рогачев. Они оказались в Москве в самом начале XX века. Мать была старшей в многодетной крестьянской семье и окончила три класса сельской школы, после чего отец послал ее на заработки в Москву для помощи семье. В Москве она нашла работу прислуги в зажиточном доме.

Мать Алексея Георгиевича, Агриппина Михайловна, перевезла сына в Москву и отдала на обучение. Алексей Георгиевич окончил обучение незадолго до первой мировой войны, работал клерком в компании – поставщике чая в Россию. В это время родители Юрия Алексеевича и познакомились. Потом Алексей Георгиевич ушел на фронт. Пройдя всю войну, закончил ее прапорщиком.

В 1918 году родители поженились и в 1919 году у них родилась дочь Нина (старшая сестра Юрия Алексеевича), которая в 1938 г. поступила в МАИ.

Юрий Алексеевич Рыжов родился 28 октября 1930 года.

В середине 30-х годов отец Юрия Алексеевича окончил Всесоюзный заочный финансовый институт, где получил высшее образование. Во времена НЭПа работал бухгалтером в одном из частных издательств. А Анастасия Петровна работала в те военные и революционные годы кассиром-билетером в кинотеатре «Уран»(пересечение Садового кольца с началом проспекта Мира). Она обладала, несмотря на «недополученное» образование, замечательными математическими и лингвистическими способностями. Родители дали хорошее воспитание и образование детям, в том числе и частным образом, нанимая учителей иностранных языков, музыки.

Война. Интерес к авиации.

В 1938 году старшая сестра Юрия Алексеевича Нина поступила в Московский авиационный институт. Во время учебы она вышла замуж за Сергея (тоже маёвца). До начала Великой отечественной войны они успели закончить три курса института, когда их отправили работать инженерами на авиационный завод в Тюменскую область. Когда началась война, отец Юрия Алексеевича работал главным бухгалтером в одном из главков Наркомата черной металлургии, сотрудников которого, вместе с семьями, в июле 1941 года эвакуировали в Свердловск, в том числе Юрия Алексеевича, его маму и бабушку. Отца вскоре отозвали обратно в Москву. В Свердловске Юрий Алексеевич продолжал учебу в школе. Летом 1942 г. мать с сыном уехали к дочери в Сибирь. Там располагался эвакуированный из Украины завод, производивший учебные планера конструкции О.К. Антонова. На нем работали Нина и Сергей. Юрий Алексеевич стал работать на заводе в цеху, где самому старшему было 15 лет. Там по простой технологии он делал элементы крыла планера. Но для Юрия Алексеевича интерес был в другом – после работы можно было из обрезков реек и фанеры создать летательный аппарат. Почему его это увлекало? Не потому ли, что Нина в 1938 году поступила в Московский авиационный институт и он видел, как она делала свои курсовые проекты, чертежи и рисунки? Или после прочтения трех книжек Жаброва «Почему и как летает самолет», «Почему и как летает планер» и «Почему и как летает автожир»? Об этом не знает сам Юрий Алексеевич. Но именно там, в Сибири, на эвакуированном заводе он проявил интерес к экспериментальной работе. Последняя из перечисленных книг увлекла его менее всего, а вот первые две очень заинтересовали. Вечерами, после работы, он занимался поиском устойчивой комбинации положения крыла, при которой летательный аппарат будет плавно лететь под уклон холма. Осенью этого же года мать с сыном вернулись в Свердловск, где продолжилась его учеба в школе. Но интерес к летательным аппаратам и первый опыт в их создании остался.

Зимой 1943 года с эшелоном готовой продукции Нина приехала в Москву к отцу в семейную квартиру на Арбате. В мае 1944 года родила сына Александра.

В конце 1942 года Сергей (муж сестры Нины), будучи патриотом и членом партии, рвался на фронт. Но, дойдя до областного начальства, был развернут обратно на завод. После войны он работал инженером в летно-испытательном институте и в мае 1947 года разбился при испытаниях бортовых систем самолета.

Когда семья вернулась в Москву, Юрий Алексеевич увлекся рисованием. И с 1944 по 1947 год брал частные уроки рисунка и живописи. Рисование занимало достаточно весомую часть его школьных лет. Впоследствии он написал по просьбе отца копию поленовского «Московского дворика». Она напоминала отцу его московское детство.

Юрий Алексеевич продолжал обучение в 59-й школе, а Нина доучивалась в МАИ, а потом переучивалась со специальности «самолетостроение» на ракетные двигатели. После института она успешно работала в НИИ-1 до 1958 года.

Велосипед

В детстве Юрий Алексеевич завидовал ребятам, у которых были велосипеды. Позже, по окончании школы, мама купила велосипед, на котором Юрий Алексеевич проехал все Подмосковье. Пламенная страсть к велосипеду привела его в этот спорт. И уже в студенческие годы в 1949-1950 годах он попал в велокоманду московского «Динамо». Тренеры предлагали заняться Юрию Алексеевичу этим профессионально, но отец его отговорил. Но многие его товарищи по спорту сделали карьеру, как спортсмены, тренеры и функционеры. По их инициативе, спустя 30 лет, Юрий Алексеевич оказался вице-председателем Федерации велосипедного спорта СССР, где и оставался в этом ранге до 1991 года.

МФТИ

В 1948 году Юрий Алексеевич окончил школу и поступил в Московский физико-технический институт (тогда физико-технический факультет Московского государственного университета) по специальности «аэромеханика». Отец хотел в будущем видеть сына художником. Но Юрий Алексеевич уже определился с выбором будущей специальности и пошел в МФТИ. Был очень жесткий трехступенчатый отбор, практически не дававший преимуществ медалистам. Юрий Рыжов успешно сдал вступительные экзамены и прошел собеседование у выдающегося ученого в области аэродинамики академика Сергея Алексеевича Христиановича.

Обучение на первых двух курсах давалось большинству «физтехов» нелегко. Учили, как говорится, по-настоящему. Но на последних трех курсах он стал отличником и успешно закончил институт.

ЦАГИ и НИИ-1

После МФТИ Юрий Алексеевич поступил в аспирантуру (заочно) Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского, где с 1954 года стал работать в аэродинамических трубах, занимался теоретической и экспериментальной аэродинамикой ракет «земля - воздух» и «воздух - воздух».

В 1958 году Юрия Алексеевича Рыжова пригласили в Научно-исследовательский институт тепловых процессов им. М.В. Келдыша (НИИ-1), где началось проектирование и строительство аэродинамической трубы с закрытой рабочей частью. Там он занимался исследованиями в области аэродинамики больших скоростей. Проработал Рыжов в НИИ-1 до августа 1960 г.

МАИ

В 1960 году заведующий кафедрой тепловых двигателей Московского авиационного института доктор технических наук, профессор В.К. Кошкин пригласил Юрия Алексеевича участвовать в постановке курса «Теплообмен при больших скоростях». И уже в сентябре на авиационном заводе в Тушино он читал свою первую лекцию по термодинамике студентам-вечерникам, опытным специалистам-производственникам, много старше его. В Московском авиационном институте, Юрий Алексеевич увлекся работами по взаимодействию частиц атомного масштаба с твердым телом. В результате им был опубликован ряд научных работ по этой теме.

Во второй половине 1960-х годов в Академии наук был создан научный совет по физике плазмы, куда пригласили Юрия Алексеевича, после его публикаций, связанных с этой темой, он попал в секцию «Взаимодействие плазмы с поверхностью». В настоящее время Юрий Алексеевич возглавляет эту секцию и каждые два года проводит Международную конференцию «Взаимодействие ионов с поверхностью» в Звинигородском пансионате Российской академии наук. Конференция является традиционным мероприятием, посвященным фундаментальным аспектам процессов, происходящих при ионной бомбардировке твердых тел. В 2011 году будет юбилейная, 20-ая конференция.

Позже в МАИ Юрий Алексеевич защитил докторскую диссертацию по этой тематике и продолжал работать на кафедре института уже профессором.

В 1972 году Рыжова назначили проректором МАИ по учебной работе. А в 1976 году предложили должность заведующего кафедрой аэродинамики, где он до 1992 года работал и занимался научной деятельностью. Позже его назначили проректором по науке. За это время им уже было написано множество научных работ. В 1977 году ему даже пришлось поработать в Стэндфордском университете.

В 1986 году Юрий Алексеевич был назначен ректором Московского авиационного института и пробыл на этой должности шесть лет. За это время немало было сделано. Вот так на 32 года Московский авиационный институт стал вторым родным домом для академика.

Общественно-политическая деятельность

С середины 80-х годов Юрий Алексеевич активно включился в общественно-политическую жизнь страны. С 1987 по 1990 годы он был депутатом Московского городского совета. В 1989 году Юрий Алексеевич был избран народным депутатом СССР. Возглавлял комитет по науке, образованию и культуре в президиуме Верховного совета СССР. Ученый был одним из организаторов Межрегиональной депутатской группы Съезда народных депутатов СССР. Далее с весны 1989 года по декабрь 1991 года - член Президиума Верховного совета в СССР.

С 1991 по 1999 годы был членом Политического консультативного совета при президенте СССР, заместитель председателя Высшего координационно-консультативного совета при Председателе Верховного Совета РСФСР. Кроме того, в то время он активно работал с концепцией национальной безопасности. Возглавлял комиссию по разработке концепции национальной безопасности Верховного совета РФ. Член Президентского Совета Российской Федерации.

В 90-ые годы Б.Н. Ельцин четырежды предлагал Юрию Алексеевичу Рыжову возглавить Правительство России, но каждый раз он находил предлог отказаться от столь высокого доверия.

В 1992 году Юрий Алексеевич был назначен Чрезвычайным и полномочным Послом России во Франции, где и провел дипломатическую деятельность до 1999 года. Как говорит Юрий Алексеевич, это было самое интересное время в жизни, при этом никаким образом не относящееся к профессии. По его словам, за эти годы он узнал очень много интересных людей, с которыми общается и по сей день.

По возвращении из Франции Юрий Алексеевич вернулся на свою родную кафедру аэродинамики в МАИ, где работает до сих пор. Кроме того, вот уже десять лет Юрий Алексеевич Рыжов является председателем жюри научной секции независимой премии «Триумф».

Академик Ю.А. Рыжов - председатель Президиума Совета НаноЦентра МАИ, член Общественного комитета в защиту ученых, Международного комитета в защиту российских политзаключённых, Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, Совета ПИР - Центра политических исследований в России, Никитского клуба при Московской межбанковской валютной бирже, Попечительского совета Фонда "ИНДЕМ", Всероссийского гражданского конгресса, Общественного комитета некоммерческого партнерства "Мир науки", Совета по внешней и оборонной политике, Попечительского совета Международного центра Рерихов, Совета Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. Андрея Сахарова.

Награды

Академик Юрий Алексеевич Рыжов - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999 г.), ордена Октябрьской Революции (1986 г.), ордена Трудового Красного Знамени (1970 г.), ордена «Знак Почета» (1976 г.), ордена Большого офицера Почетного Легиона (Франция, 1999 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), премии Президента Российской Федерации (2000 г.), премии им. Н.Е. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации» (1988 г.), награжден медалью «Защитнику свободной России» (1997 г.), медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), удостоен многих наград российских и зарубежных академий, научных обществ и общественных организаций.

Семья

Юрий Алексеевич Рыжов женат на Рэме Ивановне (девичья фамилия Ермакова). Поженились они 6 июля 1952 года, будучи еще студентами. Они познакомились в компании школьных друзей, участь в девятом классе. Рэма Ивановна была отличницей и после окончания школы поступила в МГИМО, в тот год, когда туда впервые стали брать женщин. Окончила институт с отличием, кандидат исторических наук. Работала в академическом журнале «Вопросы истории». Позже, до ухода на пенсию, в одном из историко-политических журналов заместителем главного редактора.

У Юрия Алексеевича и Рэмы Ивановны две дочери – Екатерина и Надежда. Екатерина закончила отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ им. Ломоносова. Она блестящий программист. В группе с соавторами они создали одну из первых систем перевода с русского на английский и с английского на русский текстов, связанных с авиационно-ракетной промышленностью. Надежда окончила французское отделение Московского государственного лингвистического института. Работала преподавателем в вузе. Сейчас работает в издательстве «Наука» при Российской академии наук в редакции физико-математической и технической литературы (Физматлит).

У Юрия Алексеевича Рыжова четверо внуков – Егор, Федор, Сергей (закончил МАИ) и Ольга. А в январе этого года в семье Рыжовых появился правнук Тимофей.

Редакция журнала «Крылья Родины» выражает соболезнование родным и близким Юрия Алексеевича.