Авионика и вооружение

ВЕРНЫЙ СЫН ОТЕЧЕСТВА. К 120-летию со дня рождения М.И.Кошкина - конструктора танка Т-34

Михаил Ильич Кошкин, советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34,

начальник Конструкторского Бюро танкостроения

Харьковского паровозостроительного завода,

Герой Социалистического Труда

Родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской области. Окончив в 10-летнем возрасте 3 класса церковно-приходской школы, уезжает на заработки в Москву и устраивается на кондитерскую фабрику. В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаил Кошкин призывается в Русскую императорскую армию, попадает на Западный фронт, где воюет в составе пехотного полка. В апреле 1918 года, залечив полученное ранение, добровольцем уходит в сформированный Московский железнодорожный отряд РККА. Участвует в боях на фронтах Гражданской войны и в отражении иностранной военной интервенции в Россию.

1.jpg

После демобилизации с отличием оканчивает военно-политические курсы в Харькове, затем в Москве Коммунистический университет. После окончания университета успешно руководит кондитерской фабрикой в город Вятка. С 1925-по 1929 годы — на партийной работе. Михаила Кошкина могла ждать блестящая партийная карьера, однако он отправляет письмо Сергею Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования. В 1929 году, в 30-летнем возрасте, в числе «парттысячников», Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский технологический институт. В 1934 году защищает диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов». С 1934 года трудится в КБ Ленинградского завода имени С.М.Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В апреле 1936 года М.И.Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области машиностроения» награждается орденом Красной Звезды. В конце декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР Г.К.Орджоникидзе принимает решение о переводе конструктора М.И.Кошкина в Харьков с учётом его деловых качеств и личного стремления создать быстроходный средний танк, пригодный для крупносерийного производства.

2.jpg

В сентябре 1939 года на Кубинке вместе с перспективными танками других заводов с большим успехом прошёл показ Т-32, который произвёл впечатление на присутствующих необычно красивой формой и отличными ходовыми качествами.

Начавшаяся Советско-финская война 1939—1940 показала недостаточную оснащенность РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование Т-32 активизировалось, были проведены испытания с дополнительной нагрузкой и увеличением толщины брони до 45 мм, которые прошли успешно. М.И.Кошкин и конструкторы его КБ работают напряжённо, целыми днями пропадая на работе. Объём работ был значительным, в результате всех модернизаций масса возросла на 6 тонн, усилен гусеничный движитель, увеличились габариты, перерасчёт конструкции и чертежи делались заново.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года, Т-34 с толщиной брони 45 мм был принят на вооружение Красной Армии. 10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. В Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег ХарьковМосква. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах, как ответственный представитель завода. 750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР И.В.Сталин, М.И.Калинин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

3.jpg

Пробег ХарьковМоскваХарьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Вскоре заболевание обострилось, Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий, где скончался 26 сентября 1940 года, Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище. До сегодняшнего дня могила не сохранилась.

4.jpg

Имя М.И. Кошкина увековечено в названиях улиц, памятниках, мемориальных досках, в литературе и кинофильмах, серии памятных почтовых марок СССР. Вся жизнь Михаила Ильича Кошкина олицетворение трудовой славы и гордости России, достойный пример беззаветного служения Родине. Ветераны «Российского Союза ветеранов» с теплотой и сердечностью вспоминают великого русского конструктора в день его славного 120-летнего юбилея.

Выпускник Дальневосточного танкового училища 1962 г.

Генеральный инспектор Министерства обороны Российской Федерации,

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР –

Первый заместитель Министра обороны СССР 1988-1991гг.,

Председатель Российского Союза ветеранов,

генерал армии М.А. Моисеев

« 3 » декабря 2018года

Исп: РСВ, Порфиров А.Б.

Редакторы: Галибин Г.И., Хачикян А.А., Шикерин В.В.