Двигателестроение

АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Аэродромы и зенитки

Приборостроитель Иван Васильевич Приписнов отдал фронту пять лет своей жизни. За это время его боевая судьба успела сделать несколько поворотов: служба на аэродроме, в пулеметной роте, тяжелое ранение и госпиталь, долгожданное наступление под залпы артиллерийских орудий.

«Новатор» от 3 мая 1995 года:

Нелегкая судьба

«Призвали в армию за 10 дней до войны. Мне тогда было 19, работал я в кузнице. Когда прощался с колхозными девчатами, пообещал им вернуться не позже, чем через два года. 16 июня был уже на аэродроме под Киевом.

Нас учили, как подвешивать бомбы под крыльями самолетов, набивать патроны в звенья пулеметных лент. На вооружении тогда были самолеты И-16. Летали они на любой высоте, но стоило чиркнуть спичкой по крылу – загорались как бочка с порохом. А нам, аэродромной прислуге, чаще других приходилось видеть, как горят наши самолеты.

Почти год мы отступали. Это было самое страшное время войны, наших били нещадно. Однажды в районе Петровцев, где шли в наступление немецкие танки, мне, находящемуся в наряде, и группе бойцов дали приказ – взорвать склад с артиллерийскими снарядами, который стоял на пути вражеских машин. Приказ был выполнен – когда танки фашистов подошли к складу, несколько взрывов уничтожили немецкую технику. Под Харьковом я сражался в пулеметной роте, дважды с боями выходил из окружения.

Во время Сталинградской битвы я находился с пулеметным расчетом на полуразрушенном немцами пивзаводе, а противник засел напротив, в здании Госбанка.

31 декабря 1942 г. ближе к полуночи приходит командир полка и говорит: «Ну-ка, Приписнов, дай-ка в честь наступающего Нового года салют… по немцам!» Ну, я длинную очередь пулеметом выдал, немцев много покосил. А утром они дали ответную очередь – тут меня и ранило в шею, грудь, голову. Наскоро забинтовали и отправили на восстановление за Волгу. Через три месяца – снова на фронт.

По дороге перехватили нас два старлея из зенитной части и позвали освоить зенитные орудия. Мы согласились. Не спал ночами, только и думал, что надо выучить все. В итоге сдал испытания, был отмечен значком «Отличник ПВО». Так и продолжил бить фашистов уже пушками да зенитками. Тем более, скоро и наступление наше началось, а наступать, ясное дело, было веселее.

И. Приписнов».

Василий Приписнов, ведущий инженер-конструктор отдела главного конструктора по спецпродукции Арзамасского приборостроительного завода, рассказывает:

– Для отца война началась рано утром 22 июня, когда их подняли по тревоге. Сообщили, что немецкая армия пересекла границу в районе Бреста. Вскоре бомбардировали уже их аэродром, который потом несколько месяцев кочевал с одного места на другое. Как говорил отец, только укатают полосу для самолета, только летчик сядет в него, а тут же бомбы летят, зажигательные смеси, горят самолеты. Чтобы отвлекать фашистов, строили ложные аэродромы, собирали из фанеры муляжи самолетов.

Однажды отца отправили за провизией для бойцов своей роты. А когда он вернулся – многие сослуживцы ползали с перебитыми руками и ногами, покалеченные, некоторые уже бездыханные. Во время его отсутствия случилась очередная атака с воздуха.

Уже в Польше, под Варшавой, отца нашел его двоюродный брат Василий, который командовал артиллерийским расчетом. Отпросились они из части сфотографироваться. По дороге в город в фотомастерскую рядом разорвался снаряд. Но они, говорил отец, к тому времени к снарядам привыкли, особо им уже не «кланялись», не убило – и ладно, шли дальше.

О своем боевом пути отец рассказывал не часто, когда было настроение. Но помнил очень многое – с первых дней войны и до возвращения домой в 1946 году. Мой брат однажды даже записал интервью отца. Теперь эти видеовоспоминания хранятся в нашей семье, как фронтовые фотографии и документы.

По возвращении домой отец вновь вернулся в кузницу. Как он сам признавался, «так соскучился по мирному труду, что работал с радостью». В 1969 году он поступил на Арзамасский приборостроительный завод, где также трудился кузнецом в инструментальном цехе.

Для каждого из нас память об отце и деде – это свято. Один из внуков, которого назвали в честь фронтовика Иваном, говорит: «Дед – моя гордость, мой герой, мой жизненный пример». Поэтому передаем все, что знаем об отце, своим детям и внукам. И День Победы стараемся встречать торжественно, всей семьей участвуем в шествии, акции «Бессмертный полк».

Подготовила Екатерина Мулюн.

Фото Александра Барыкина и из архива Василия Приписнова.