Двигателестроение

Двигатели ОДК обеспечили третий успешный старт российской ракеты «Союз-2-1в»

Ракетный двигатель НК-33А, разработанный и произведенный на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации – ПАО «Кузнецов» – успешно отработал при запуске ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».

Старт новейшей отечественной ракеты «Союз-2-1в» состоялся сегодня, 23 июня, в 21.04 по московскому времени с космодрома Плесецк (Архангельская область). Он стал третьим испытательным пуском носителя легкого класса, оснащенного силовой установкой НК-33А, известной как двигатель, созданный конструктором Николаем Кузнецовым для «лунного» космического проекта Н1.

Подготовку изделий к старту и наблюдение за их работой в полете вели специалисты сервисного центра и инженеры-конструкторы ПАО «Кузнецов». Двигатель, установленный на первой ступени ракеты-носителя, отработал штатно по программе.

«Союз-2-1в» – первый российский проект, реализованный после закрытия лунной программы, где применяется двигатель НК-33А. Адаптация изделия для современной легкой ракеты началась в 2010 году. По заданию заказчика – АО «РКЦ «Прогресс» – двигатели подвергались ряду комплексных проверок с целью подтверждения характеристик.

«Испытания проводились для подтверждения работоспособности на современных марках топлива, стойкости к загрязнениям, надежности при применении новых узлов автоматики управления путем трехкратного превышения необходимого ресурса и в составе блока ракеты-носителя, ускоренные климатические испытания для продления гарантийного срока использования, – пояснил главный конструктор Инженерного центра ПАО «Кузнецов» Валерий Данильченко. – В процессе работ по адаптации НК-33А для российского проекта в двигателе был заменен кабельный план, ряд датчиков и узлов, увеличен полетный ресурс, изменен профиль полета».

Справка: Жидкостный ракетный двигатель НК-33А является модификацией базового двигателя НК-33 – первого в мире своего класса, выполненного по замкнутой схеме, работающего на компонентах кислород-керосин, имеющего многоразовый запуск и многократное применение. Он отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей. Третий этап лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) проводился совместно АО «РКЦ «Прогресс», ПАО «Кузнецов», АО «КХБА», АО «НПОА». Специалисты ПАО «Кузнецов» участвовали в решении технических вопросов при подготовке, проведении и анализе результатов ЛКИ.

ПАО «Кузнецов» осуществляет проектирование, изготовление, ремонт и сопровождение в эксплуатации газотурбинных авиационных двигателей, жидкостных ракетных двигателей, ГТУ для наземного использования в газовой отрасли и энергетике. Предприятие является производителем двигателей для ракет-носителей типа «Союз» и самолетов дальней авиации ВКС РФ. Входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Расположено в г. Самара.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 3 — в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2016 году достигла 1 трлн. 266 млрд. рублей, консолидированная чистая — 88 млрд. рублей, а EBITDA — 268 млрд. рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2016 году составила 44 000 рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»