Двигателестроение

Гибридная методология разработки систем автоматического управления ОДК-Климов снизит технические риски

В АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) введен в действие новый стандарт организации «Система менеджмента качества. Управление процессом проектирования и разработки изделий систем автоматического управления». Новая модель разработки позволяет снизить технические риски и сократить сроки проведения опытно-конструкторских работ на 15%.

Гибридная методология совмещает в себе традиционную (каскадную) и современную гибкую модель разработки изделий. Каскадная модель предполагает переход от одной стадии к другой строго последовательно. Только когда будет полностью завершен один этап, происходит переход на следующий. Большинство гибких методологий нацелены на минимизацию рисков путём сведения разработки к серии коротких циклов, называемых итерациями. По окончании каждой итерации рабочая группа выполняет переоценку приоритетов разработки.

«Сегодня мировые лидеры в области разработки различных продуктов, в том числе высокотехнологичных изделий, используют различного рода гибкие и гибридные подходы к проектированию, которые заключаются в том, что весь процесс строится итеративно. То есть на каждом этапе мы оглядываемся назад, оцениваем результат, смотрим, что можно изменить в изделии или требованиях к нему. Наше предприятие идет в ногу со временем, и переход к гибридной модели – закономерный и необходимый шаг», – поясняет автор идеи, заместитель директора программы САУ – заместитель главного конструктора АО «ОДК-Климов» Андрей Удодов.

Новый гибридный метод позволит снизить технические и временные риски, и, по оценкам специалистов предприятия, сократить время проведения составной части опытно-конструкторских работ на 15%. Это стало возможным за счет максимально быстрой итеративной отработки отдельных узлов изделия для минимизации технических рисков с использованием полученных материалов при разработке рабочей конструкторской документации. При этом создается минимально жизнеспособный продукт – демонстратор, по которому можно оперативно получать обратную связь от заказчика. Это экономит как время, так и затраты, ведь после демонстрации могут возникнуть новые требования, замечания или идеи по изменению продукта. Используя опыт как единственный источник актуальной информации, команда может активно развивать свой продукт в том направлении, которое важно для клиента, отсекая те идеи, которые не оправдались. Таким образом, происходит не только экономия времени, но и повышается качество продукта на выходе.

Для разработки и внедрения гибридной методологии специалистами АО «ОДК-Климов» были проведены исследования имеющейся нормативной базы отрасли, проведен анализ современных методов проектирования, существующих на рынке. Примечательно, что удалось перейти к использованию гибких методов, не противореча при этом нормативным документам, которые используются при разработке авиационной продукции и военной техники. Это первый подобный успешный опыт в российском авиадвигателестроении.

По итогам проведенной работы был выпущен абсолютно новый стандарт СТО КЛИМОВ 355-2020 «Система менеджмента качества. Управление процессом проектирования и разработки изделий систем автоматического управления». Деятельность предприятия в области разработки автоматический систем управления уже выстроена по этому стандарту.

АО «ОДК-Климов» - предприятие российской двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС-03, ТВ7-117В, самолетные двигатели РД-33, РД-33МК, РД-93 и ТВ7-117С/СМ/СТ и их системы управления. Система менеджмента качества ОДК-Климов сертифицирована по международному стандарту AS 9100:2016.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»