Двигателестроение

История страны глазами людей: к 102-летию старейшего ветерана ЦИАМ

1 ноября 2017 года делегация сотрудников ЦИАМ во главе с председателем Совета ветеранов А.Л. Абасовым навестила старейшего сотрудника Института – Михаила Ивановича Власова. В этот день ему исполнилось 102 года.

Именинник был несказанно рад подаркам, главным образом – книгам, ибо все свои книги и книги соседей он давно уже прочитал. По-детски восторгался, когда его наградили медалью с необычной надписью «Самый позитивный человек».

Михаил Иванович пришел на работу в ЦИАМ в 1935 году, выучившись на механика в промартели. Восемьдесят лет тому назад он под руководством главного конструктора А.А. Микулина принимал участие в подготовке двигателей М-34 к беспосадочным перелетам через Северный полюс из Москвы в Америку. Интересный материал о его жизни и деятельности опубликован в журнале «Наш современник» № 5 за 2017 год – статья В.И. Гурова «Опережающий прорыв» посвящена 80-летию знаменитых перелетов и вкладу ЦИАМ в их успешное осуществление.

«Встречи со столетним юбиляром – для меня всегда событие, – пишет автор. – Он до сих пор является и носителем неувядающего оптимизма, и источником уникальных сведений. Где вы еще узнаете, что 21 июня 1941 года в ДК «Серп и Молот» состоялась лекция политинформатора Свердлова (брата знаменитого Якова Свердлова) о политическом положении в мире? На этой лекции Михаил Иванович узнал, что гитлеровские войска сосредоточены у границ СССР, что война при такой ситуации неизбежна и что … вторжение фашистов может начаться в ближайшее время. На следующий день, слушая в 12 часов дня выступление Молотова, Власов ругнул Свердлова: вот, мол, накаркал… А сколько еще уникальностей того времени хранит феноменальная память ветерана! Беседуя с ним, не замечаешь времени, а ветеран ощущает себя полезным людям и в такой ипостаси.

Многократно общаясь по работе с Микулиным, Михаил Иванович до сих пор вспоминает его уникальные конструкторские способности и необыкновенную артистичность поведения. Он очень быстро вписывался в любое общество и вел себя сообразно обстоятельствам. Представляется, что и Сталин ценил в Александре Александровиче, помимо деловых качеств, это артистическое ощущение чувства меры во всем…».

Несмотря на почтенный возраст, Михаил Иванович бодр, полон оптимизма и гостеприимен. Встреча продолжалась более двух часов. Он рассказывал, а перед слушателями оживала история нашей великой страны. «На посошок» ветеран предложил встречаться чаще, обещая рассказать то, чего мы больше нигде никогда не услышим. На такой оптимистичной ноте закончилась эта интересная встреча.

Для справки:

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»