Двигателестроение

Лев Берне, Дмитрий Боев

СОЗДАВАТЬ РАНЕЕ НЕВЕДОМОЕ

(К юбилею Олега Николаевича Фаворского)

Ничего особенного или выдающегося в начале биографии Олега Фаворского не предполагалось. Он родился 27 января 1929 года в г. Саратове в семье служащего.

Окончив в 16 лет среднюю школу, он поступает в МАИ (моторный факультет), который в 1951 году заканчивает с отличием. Это был первый выпуск инженеров, специализирующихся на воздушно-реактивных двигателях.

В феврале того же года, Олег направляется на работу инженером в ЦИАМ, тогда – центр отечественных исследований в области газотурбинной тематики.

Направлению молодого специалиста в ведущий институт отрасли в значительной мере послужило то, что курсовые работы и диплом он делал у К.В.Холщевникова (тогда еще кандидата наук), воспитателя практически всех создателей отечественных ГТД: кого лично, кого – через свои курсы и учебники.

Основной работой первых лет у Фаворского была разработка основ теории двухвального ТРД, ранее в целостной форме не существовавшей. Это стало темой для кандидатской диссертации и было одновременно реализовано в двигателе А.А.Микулина АМ-11, созданного на заводе, который тогда назывался «300-й», а после – «Союз» (с разными аббревиатурами перед названием в различные годы). По этим разработкам Олег Николаевич был Ведущим специалистом ЦИАМ при ОКБ Микулина. На этих работах он познакомился с самим Александром Александровичем, академиком Б.С.Стечкиным и С.К.Туманским, главными конструкторами Г.Л.Лившицем, Ю.И.Гусевым и другими специалистами завода № 300. Продолжил уже более близкое знакомство с А.А.Микулиным Олег Николаевич много позже, придя в 1973 году на работу на МНПП «Союз».

В 1973 году решением ЦК КПСС и СМ СССР Олега Николаевича назначают ответственным руководителем, главным конструктором МНПО «Союз».

Наступило время новых направлений деятельности предприятия. Первое время завод был занят подготовкой и проведением Госиспытаний двигателя Р27-В-300 для ударного самолета вертикального взлета и посадки Як-38 и двигателя Р15-БФ2-300 для уникального сверхзвукового МиГ-25.

В это время возникла проблема создания низколетящих (до 50 м высоты) управляемых по профилю Земли трудно перехватываемых крылатых ракет, конкурентов баллистическим. Создание эффективного ТРДД для них с тягой всего около 300 кг при малом весе и быстром запуске поставило перед ОКБ непростую задачу, тем более, что эти двигатели должны были ставиться на ракеты Х-55, сбрасываемые с самолетов и, одновременно – на ракеты, запускаемые с подводных лодок и с земли.

Эта работа была начата в феврале 1975 года, а уже 6 ноября (меньше, чем через девять месяцев!), на стенде завода министру И.С.Силаеву демонстрировали запуск такого двигателя. Впервые в СССР были созданы ГТД с осевым компрессором (получившие наименование Р-95-300) такой малой размерности.

Следует отметить, что, как и прежде, задача вновь была решена Олегом Николаевичем изящно и красиво: Р95-300 – двухконтурный одновальный (а следовательно – дешевый и надежный) двигатель.

Двигатель Р-95-300 очень хорошо проявил себя в эксплуатации и был в то время заметно лучше по основным параметрам (вес и расход топлива) американских конкурентов. Итогом работы было присуждение Ленинской премии 1980 года О.Н.Фаворскому в составе группы авторов ракеты Х-55 (ОКБ конструктора И.С.Селезнева).

Возглавляя лужнецкое ОКБ, свой стиль работы – постоянный поиск нового – Олег Николаевич удачно совместил с манерой работы предприятия – способностью решать любые поставленные задачи. Широкий спектр решаемых (и успешно решенных, заметим) задач – стиль и завода и его Генерального конструктора в начале 80-х. Практически одновременно с работой над двигателем Р95-300, МНПО «Союз» работало над принципиально новым двигателем Р79-300 для сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки Як-141.

Возвратившись в ЦИАМ в 1987 году, Фаворский руководит институтскими темами по стационарной энергетике и экологии. Одновременно он продолжает работать председателем комиссии Академии наук по газовым турбинам. В 2000 г. его избирают в академики, а вскоре он становится академиком – секретарем отделения физико-технических проблем энергетики и членом Президиума РАН. Авиадвигателестроительные ОКБ и заводы он хорошо знал по работе в авиации, а ОКБ и заводы энергомашиностроительной отрасли и судового машиностроения – по работе в комиссии по газовым турбинам. В результате Олег Николаевич привносит возможности их связи и кооперации, работая в отделении ОФТПЭ.

После укрупнения внутренней структуры РАН (уменьшения числа отделений) в 2004 году, Фаворский становится заместителем академика-секретаря отделения энергетики, механики, машиностроения и проблем управления РАН, руководителем секции энергетики в нем при должности Советника Президиума РАН, продолжая по существу те же работы, что и раньше в ОФТПЭ. И продолжая их весьма успешно, чему свидетельство – полученная в апреле 2008 года международная премия «Глобальная энергия». Сегодня Олег Николаевич член Президиума РАН.

Редакция журнала «Крылья Родины» сердечно поздравляет Олега Николаевича со славным юбилеем и желает ему здоровья и еще многих лет успешного творческого труда.