Двигателестроение

Маневр для разгона: в ЦИАМ состоялась международная конференция, посвященная разгонным испытаниям и балансировке

Одному из основных типов прочностных испытаний авиационных двигателей — испытанию на разгонных стендах — была посвящена Международная конференция «Мировой опыт низко- и высокооборотной балансировки. Испытания на разгонных стендах», состоявшаяся в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) 15-16 октября 2019 года.

Мероприятие было организовано ЦИАМ, располагающим крупнейшей и уникальной экспериментальной базой для испытаний авиадвигателей, совместно с Schenck RoTec GmbH (концерн DÜRR Systems AG) — ведущим мировым производителем балансировочного оборудования и разгонно-балансировочных стендов, а также компанией Test Devices, Inc — дочерним предприятием Schenck, мировым лидером по развитию технологий разгонных испытаний.

Особую значимость событию придал состав участников: конференция собрала специалистов не только в области авиастроения, но и аэрокосмической отрасли, энергетики. К выступлению были приглашены руководители профильных направлений предприятий, которые представили результаты исследований, работ и лучших мировых практик в области разгонных испытаний и балансировки авиационных двигателей, а также технические и IT-решения для совершенствования производственных процессов.

— Такая конференция проводится впервые, и я надеюсь, что обмен опытом в этой сфере станет хорошей традицией, — подчеркнул на открытии конференции генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. — Обратная связь между Институтом, который занимается исследованиями и сертификацией авиадвигателей и напрямую заинтересован в современном высокоточном оборудовании, а также разработчиками и производителями такого оборудования, очень важна для лучшего понимания процесса и результативности испытаний.

Тему, затронутую Михаилом Гординым, продолжил начальник отдела исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» ЦИАМ Дмитрий Шадрин. Он отметил, что разгонные испытания остаются основой для определения ресурсов и проверки безопасности эксплуатации авиационных двигателей. Эксперт рассказал о проводимых в ЦИАМ сертификационных испытаниях для обеспечения прочностной надежности турбомашин.

Дмитрий Шадрин также осветил особенности проведения разгонных испытаний и способы высокоскоростной балансировки, применяемой специалистами Института. Он рассказал о технических решениях и оборудовании для воспроизведения теплового состояния конструкции и затронул вопросы проведения измерений при подготовке испытаний.

Руководитель департамента оборудования для авиационной и аэрокосмической отрасли Schenck. Ральф Офтринг сделал обзор современных тенденций и направлений развития технологий балансировки авиадвигателей, отметив, что балансировка и сборка авиадвигателя — наиболее важные шаги перед испытаниями. Особое внимание он уделил «умным» решениям и возможностям машинного обучения оборудования, а также его применению в процессе балансировки.

О расширении спектра скоростных и температурных режимов вертикальных разгонно-испытательных стендов рассказал руководитель департамента оборудования для разгонных испытаний и высокоскоростной балансировки фирмы Schenck Йоахим Зайдель. Он отметил, что в мире набирает обороты тенденция широкого внедрения предварительных разгонных испытаний заготовок деталей авиационных двигателей до их основной механической обработки. Это позволяет повысить эффективность производства и существенно снизить расходы.

Доклад руководителя учебного центра «Академия балансировки» департамента Schenck RoTec в ООО «Дюрр Системс РУС» Алексея Спиридонова был посвящен вопросам обеспечения требований стандартов при контрольных испытаниях балансировочных станков и разгонно-балансировочных стендов, а также их метрологическому обеспечению и сертификации.

Завершило конференцию выступление директора программ в области развития передовых технологий компании Test Devices, Inc. Бориса Милатовича о факторах развития новой газотурбинной техники и существующих форматах проведения ее разгонных испытаний.

Доклады встретили живой отклик гостей конференции: прозвучало много вопросов и дополнений.

Участниками мероприятия стали представители 25 организаций, среди которых: АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Климов», ПАО «ОДК-УМПО», ОКБ им. А. Люльки - филиал ПАО «ОДК-УМПО», ПК «Салют» АО «ОДК», АО «НПО Энергомаш», «Воронежский механический завод» — филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», АО «Конструкторское Бюро Химавтоматики», ПАО «Силовые машины», АО «Газпром центрэнергогаз» и др.

Для справки:

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:

- Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);

- Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);

- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);

- Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);

- Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»