Двигателестроение

На базе ОАО «Авиадвигатель» прошла 61 научно-техническая сессия РАН

В Перми с 9 по 11 сентября прошла 61-я научно-техническая сессия по проблемам газовых турбин и парогазовых установок, посвященная 75-летию предприятия «Авиадвигатель» и 65-летию Комиссии по газовым турбинам Российской академии наук.

В работе Сессии приняли участие председатель Комиссии РАН по газовым турбинам, член-корреспондент РАН, президент ОАО «Всероссийский теплотехнический институт» Гурген Ольховский, заместитель директора Центра газотранспортных систем и технологий ООО «Газпром ВНИИГАЗ», к.т.н. Владимир Щуровский, представители ОАО «Интер РАО», Всероссийского теплотехнического института, Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и других организаций, специалисты авиационного и промышленного газотурбинного двигателестроения, компаний топливно-энергетического комплекса. Цель: обсуждение проблем и оценка современного состояния промышленного газотурбостроения в России, тенденций и путей развития. Участники Сессии посетили производственные цеха и лаборатории ОАО «Авиадвигатель», ПНИПУ и ЗАО «Плакарт».

По словам управляющего директора, генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева, подобные встречи – отличные коммуникативные площадки: «Мы обмениваемся опытом, информацией. Для нас очень важно, что специалисты побывают в наших новых лабораториях, на серьезно модернизированном производственном комплексе. Это возможность обменяться опытом с нашими коллегами и молодыми конструкторами».

«Те доклады, которые здесь представляют специалисты «Авиадвигателя», демонстрируют современный подход. Что очень важно: цели, которые они перед собой ставят – это общенациональные экономические цели, – отметил президент ОАО «Всероссийский теплотехнический институт», председатель Комиссии РАН по газовым турбинам, член-корреспондент РАН Гурген Ольховский.

За последние 20 лет в «Авиадвигателе» разработаны и освоены в серийном производстве два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций: 2.5, 4, 6 МВт и 10, 12, 16, 25 МВт. Продукция, разработанная пермским КБ, пользуется спросом у нефтяников, газовиков и энергетиков: на начало сентября 2014 года в эксплуатации находится 766 газовых турбин, суммарная наработка которых превысила 16 миллионов часов.

Помимо разработки, пермские двигателестроители обеспечивают поставку, испытание, шеф-монтаж, пусконаладочные работы газотурбинных электростанций в блочно-контейнерном исполнении, обучение персонала заказчика, строительство объектов «под ключ». «Авиадвигатель» успешно реализует фирменное ремонтно-техническое обслуживание своего оборудования, гарантируя его надежную работу в течение всего жизненного цикла.

«Одна из последних наших разработок – это энергетическая установка мощностью 16 МВт, созданная по безредукторной схеме, со свободной четырехступенчатой силовой турбиной, вращающейся с частотой 3000 об/мин, – рассказал Александр Иноземцев. – Безредукторная конструкция более надежна, обеспечивает более высокий КПД, простоту в обслуживании и уменьшение эксплуатационных затрат. Две такие машины работают в Перми и Башкирии. И еще одна разработка – турбина мощностью 25 МВт, которая успешно эксплуатируется в составе уфимской ТЭЦ-1. Сейчас на территории компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мы монтируем восемь агрегатов мощностью 25 МВт. Суммарная мощность ГТЭС, которая будет работать на попутном газе, составит 200 МВт».

В планах у конструкторов «Авиадвигателя» подобные модульные электростанции активно продвигать в Крым. Главные достоинства таких ГТЭС: быстрое изготовление и монтаж, от принятия решения до ввода в эксплуатацию понадобится 1,5-2 года. К слову, Ватьеганскую ГТЭС-72 пермяки ввели в строй всего за 9 месяцев.

Используя ГТЭС серии «Урал», предприятия ТЭК могут существенно сократить вредные выбросы. Эти электростанции работают на попутном нефтяном газе, что дает возможность не сжигать его бесполезно в факельных установках, а использовать в качестве топлива, попутно экономя свои средства. За создание ГТЭС серии «Урал» распоряжением Правительства РФ в феврале этого года авторскому коллективу конструкторов во главе с руководителем ОАО «Авиадвигатель» Александром Иноземцевым присуждена премия Правительства РФ 2013 года в области науки и техники и звание «Лауреат премии РФ в области науки и техники».

На Сессии собравшиеся также обсудили один из ключевых вопросов современного газотурбостроения, связанный с экологической безопасностью. «Это, прежде всего, сокращение выбросов вредных веществ. Мы ведем огромную работу на данную тему с ведущими отраслевыми институтами страны: уменьшение вредного воздействия на окружающую среду газовых турбин, их соответствие международным экологическим стандартам», – отметил Александр Иноземцев.

В рамках Сессии состоялся конкурс научных или конструкторских работ молодых специалистов. Победителями конкурса стали:

Диплом I степени Тема работы: «Метод определения оптимальных и критических зависимостей параметров ступеней осевого компрессора по результатам трехмерного анализа» Андрей Плотников, ОАО «Авиадвигатель»

Диплом II степени Тема работы: «Концепция блока ПГУ мощностью 600 МВт с отечественной паровой частью». Артем Шабунин, ОАО «Всероссийский теплотехнический институт»

Диплом III степени Тема работы: «Применение программного пакета STAR CCM+ для анализа течения в канале сверхзвукового осевого компрессора авиационного ГТД». Александра Кондакова, ОАО «Климов»

Диплом III степени Тема работы: «Комплексный подход к совершенствованию наземных газовых турбин на примере ГТУ мощностью 25 МВт». Алексей Тихонов, Николай Самохвалов, Вадим Хайрулин, ОАО «Авиадвигатель»

ОАО «Авиадвигатель» – ведущее российское конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения, входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» – 100-% специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» – дочерняя компания ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», входящего в Госкорпорацию Ростех. В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия – комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Пресс-служба ОАО «Авиадвигатель»