Двигателестроение

НПО «Сатурн» повышает престиж профессии инженера

Особый статус профессии инженера-конструктора и важность преемственности поколений в высокотехнологичной отрасли авиационного двигателестроения стали ключевыми темами ряда мероприятий, проведенных ОАО «НПО «Сатурн» 12 февраля 2015 в Рыбинске.

В стенах Рыбинского государственного авиационного технологического университета им. П. А. Соловьева (РГАТУ) и Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника состоялась презентация третьей книги масштабного издательского проекта ОАО «НПО «Сатурн» «Сатурн. Связь поколений», посвященной истории и настоящему рыбинской конструкторской школы. Документальное издание объединило авторские статьи разных поколений моторостроителей, их взгляды и позиции, рассказы о времени и судьбе КБ своего периода.

На встрече присутствовали и.о. главы города Леонид Можейко, менеджмент ОАО «НПО «Сатурн», представители департамента образования города Рыбинска, российских авиационных вузов (РГАТУ, МАИ, СГАУ, СПБГПУ), городских библиотек, директора школ, коллеги из французской компании Snecma и культурно-лингвистического центра «Альянс Франсез Рыбинск», а также авторы книги и подрастающее поколение моторостроителей - студенты РГАТУ.

Мероприятие украсило выступление лауреатов множества российских и международных фестивалей и конкурсов, молодых талантов из творческого объединения детских и юношеских хоров города Рыбинска «Соколята» под управлением художественного руководителя и президента объединения «Соколята», лауреата премии имени Владислава Соколова, премии фонда «Русское исполнительное искусство» Сергея Шестерикова.

Управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров отметил: «История рыбинского КБ, которая складывалась из судеб людей и созданных ими авиационных двигателей, со всеми взлетами и падениями, поисками решений и неожиданными поворотами, вписана в отечественную историю авиационного двигателестроения. Сегодня КБ в Рыбинске, пожалуй, самое сильное в России, и я говорю это не только как директор компании. Не всегда везло рыбинским конструкторам с постановкой на серию их продукции, но тот задел, который есть сегодня, настолько велик, что хватит на много лет вперед. Поэтому стоит только восхищаться теми, кто написал эту книгу на компьютере, и преклоняться перед теми, кто написал ее своей жизнью. Такое издание – большое событие для рыбинцев. И, прежде всего, мне бы хотелось, чтобы эта книга была в руках молодых людей».

Генеральный конструктор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Шмотин подчеркнул, что «рыбинская конструкторская школа объединяет опыт, знания, традиции многих конструкторских школ России. Судьбами рыбинцев связаны конструкторские школы пермского КБ «Авиадвигатель», самарского КБ, КБ им. А.М. Люльки, Омского конструкторского бюро. Идея преемственности – это, возможно, самое важное в деятельности нашего коллектива. Без традиций и опыта, существовавших до настоящего времени, а также без своей собственной инициативы и инноваций, в нашей высокотехнологичной сфере невозможно создать какие-либо ценности».

Доктор технических наук, директор центра авиационных двигателей, профессор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева

Владимир Зрелов заметил, что «двигателестроение - это передовые идеи, лучшие технологии, в этом направлении всегда работают необыкновенные люди, самые светлые головы. История развивается по спирали и часто забывается то, что было сделано до нас. Важно эту память хранить. Печатные издания, которые создает ваше предприятие, помогают, в первую очередь, молодому поколению найти себя, увидеть, что было сделано, впитать это и выбрать путь профессионального развития. А специалисты – посмотреть, как это было сделано, и использовать опыт асов в своих разработках, чтобы избегать ошибок. Дерзайте, молодежь, когда-нибудь и вы станете авторами подобных изданий, написав свою историю».

По словам студента 3 курса РГАТУ Ивана Голенко, «инженер – это актуально и современно в настоящее время. Мне очень нравится моя специальность двигателиста и сам процесс обучения. При обсуждении новых тем часто рождаются неплохие идеи, хотя реализовать их мы пока не можем, следует еще многому научиться. Поэтому в настоящий момент устраиваюсь по совместительству в НПО «Сатурн». Необходимо общаться с опытными людьми, перенимать знания, получать советы от практиков».

Сегодня наличие мощного научно-конструкторского потенциала и фундаментальной производственной базы позволяют компании успешно реализовывать самые сложные проекты по освоению новых изделий. Особое внимание в компании уделяется созданию научно-технического задела с целью разработки новых конкурентоспособных продуктов, которые придут на смену выбывающим из сегодняшнего продуктового ряда.

Важным фактором успеха при выполнении НИР является формирование развитой кооперации по каждому из научных направлений. Реализуются совместные программы, в том числе в рамках государственных образовательных и научных грантов. Объявлены гранты ОАО «НПО «Сатурн» для лучших студентов, аспирантов, докторантов, проводятся олимпиады для школьников. Создана программа мотивации научной и рационализаторской деятельности. За последние 10 лет на предприятии зарегистрированы более 400 патентов и 200 «ноу-хау».

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" – двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Объединение является членом Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», Ярославское региональное отделение которой возглавляет управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» И. Н. Федоров.

ОАО «НПО «Сатурн» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и является головным предприятием дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» - бизнес-единицы ОДК - созданного 09.10.2012г. на базе предприятий: ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «ПМЗ», ЗАО «Металлист-ПМ», ОАО «Энергетик-ПМ», ЗАО «РЭМОС-ПМ», ЗАО «Моторсервис-ПМ», ЗАО «Железнодорожник-ПМ».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ, военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2013 году составила 158,9 млрд рублей.

Государственная корпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

Пресс-служба НПО «Сатурн»