Двигателестроение

«ОДК-Пермские моторы»: в юбилейный год – с новыми планами

Одному из ведущих предприятий двигателестроительной отрасли России в этом году исполняется 85 лет. В далеком 1934 году на только что построенном высокотехнологичном заводе начался выпуск авиационных моторов.

Директор предприятия Иосиф Побережский с командой специалистов привезли в Пермь технологию производства новейшего двигателя «Райт Циклон» в рамках соглашения с американской фирмой «Кертисс-Райт». В нем воплотились последние достижения «хай-тека» того времени.

Летом 1934-го были собраны 50 первых моторов из американских комплектов. В 1935 году все основные детали двигателя, названного М-25, были уже свои, пермские. Вместо ожидаемых 500 моторов завод изготовил на сто больше, за что получил почетное имя Сталина. В 1936-м выпуск составил уже более 1700 моторов. Тогда моторостроительный завод № 19 был награжден орденом Ленина – первым из всех уральских заводов!

85 лет спустя, как и на этапе своего становления, «ОДК-Пермские моторы» – одно из передовых предприятий отрасли. У пермяков есть перспективный продукт, за развитием которого следят не только в нашей стране, но и за рубежом. Это авиационный двигатель пятого поколения ПД-14, который в конце 2018 года получил сертификат типа Росавиации. В настоящее время началось его серийное производство. Планируется, что в этом году пермские двигатели поднимут в небо новый российский лайнер МС-21.

Еще одна веха для завода – выпущенная в сентябре 2018 года тысячная газотурбинная установка промышленного применения. С начала 90-х годов предприятие производит ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт, которые эксплуатируются в составе компрессорных станций и газотурбинных электростанций Газпрома, а также на объектах компаний ТЭК и в промышленном секторе. Именно на газотурбинные двигатели промышленного применения в 2019 году вырос спрос (на 15 % по сравнению с 2018 годом). Рост объемов связан со строительством новых компрессорных станций газопровода «Сила Сибири» (Газпром), где используются ГТУ мощностью 16 МВт на базе двигателя ПС-90. Что касается ГТУ малой мощности на базе двигателя Д-30, то здесь добавился заказ на ГТУ для электростанции собственных нужд компании «Новатэк». Объем заказов на авиационные двигатели остался на прежнем уровне.

Сергей Попов, управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы», председатель Пермского регионального отделения Союза машиностроителей России:

- В планах на этот год – реализация программ по развитию персонала, улучшению условий труда наших сотрудников. Что касается производства – это освоение нового высокотехнологичного оборудования, прохождение предприятием аудитов серийного производства двигателей ПД-14 в Росавиации и EASA, развитие системы послепродажного обслуживания авиадвигателя ПД-14, освоение новых изделий в рамках создаваемых центров технологических компетенций «Лопатки» и «Валы», а также работа по проектированию испытательной базы для авиационного двигателя большой тяги ПД-35.

АО «ОДК-Пермские моторы» – серийный производитель авиадвигателей, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. АО «ОДК-Пермские моторы» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 3 — в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2016 году достигла 1 трлн. 266 млрд. рублей, консолидированная чистая — 88 млрд. рублей, а EBITDA — 268 млрд. рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2016 году составила 44 000 рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»