Двигателестроение

Открылся обновленный Музей истории пермского моторостроения

9 августа в АО «ОДК-Пермские моторы» новую экспозицию музея истории пермского моторостроения торжественно открыли управляющий директор предприятия Сергей Попов и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Традиционного разрезания ленточки не было – вместо этого прозвучал заводской гудок, который долгие годы служил сигналом к началу и окончанию рабочей смены заводчан.

Больше года музей был закрыт. За это время была проведена колоссальная работа: отремонтировано и реконструировано помещение, установлены системы кондиционирования и видеонаблюдения, отреставрирована часть экспонатов и главное – переосмыслена концепция музея.

В рабочую группу по созданию новой экспозиции вошли руководитель бюро истории «Пермских моторов» Валерия Гаврилова, заведующий отделом новейших течений Пермской государственной художественной галереи Владимир Береснев, архитектор Дмитрий Меркушев, дизайнер Александр Кошелев и другие. Творческая команда предложила моторостроителям нестандартное использование музейного пространства.

«Поменялась сама атмосфера музея. Если раньше это было местом воспоминаний – ностальгическим, трогательным, «мемориальным», то теперь музей смотрит лицом в будущее. Люди, которые придут сюда, увидят не просто историю славных времен, а доказательство того, что «Пермские моторы» – это современное, развивающееся предприятие, у которого все впереди», – отметил Владимир Береснев.

Сергей Попов, управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы»:

- Это музей не только завода, но и города, потому что завод и город неразрывно связаны друг с другом. Наше предприятие всегда вкладывало большие ресурсы в создание социальной среды для пермяков. И сегодня мы делаем все, чтобы жизнь за территорией завода становилась лучше.

Приступая к модернизации музея, мы ставили перед собой цель – создать современное функциональное и комфортное для посетителей музейное пространство, в котором отражены главные вехи развития предприятия, технологической мысли и вклад предприятия в развитие города и края. О людях, с которыми связана история завода, мы тоже не забыли: все частные истории впоследствии будут вынесены в «виртуальную библиотеку» – на различные интерактивные устройства и сенсорные панели.

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:

- Я хочу поблагодарить всех, кто вложил душу в создание этого музея. Благодаря вам будущие поколения узнают, что это были за годы, когда закладывалось такое мощное производство. И нужно развиваться дальше. Тем более что коллектив «Пермских моторов» и для города, и для края – системообразующий.

Музей истории пермского моторостроения ждет посетителей. Ими станут не только заводчане, но и учащиеся пермских школ, техникумов и вузов.

Информация об экспозиции музея:

Главные акценты экспозиции – авиационные двигатели. От первого мотора М-25, собранного на «Пермских моторах», до Д-30, ставшего безусловным «хитом» в гражданской авиации (всего с 1966 по 2000 годы в Перми выпущено 3370 двигателей Д-30 всех серий). Это был первый авиадвигатель, получивший международный сертификат. Д-30 и сегодня входит в производственную программу «Пермских моторов» – уже в наземном варианте.

Авиационные двигатели здесь представлены необычно: нет синего цвета, скупая информация о параметрах двигателя сделана в графическом изображении, а направленное точечное освещение делает двигатель более фактурным.

Экспозиционный блок «Технологическая витрина» демонстрирует лопатки турбин двигателей ПС-90 и ПД-14. Каждый элемент представлен как арт-объект – каждая лопатка установлена на свой постамент, а витрина дополнена подсветкой.

Впервые за всю историю предприятия в экспозиции Музея представлены:

  • награды завода (четыре ордена и орденские книжки).
  • переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Включившись в 1942 году во Всесоюзное социалистическое соревнование, завод в июне 1942 года завоевал переходящее знамя ГКО и удерживал его до конца войны. Знамя ГКО было оставлено на предприятии на вечное хранение. Выставлено в экспозиции после реставрации.
  • памятное знамя Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС в честь 50-летия Великого Октября. 21 октября 1967 года решением Правительства памятное знамя было оставлено на предприятии на вечное хранение за победу в социалистическом соревновании.
  • знамя АВИАПРОМа, интересное большой аппликацией в виде огромного бомбардировщика, символизирующего силу и мощь Страны Советов.
  • награды легенд предприятия: например, золотые часы главного конструктора А.Д. Швецова.
  • Благодаря реставрации и оцифровке кинопленок из фонда музея истории пермского моторостроения, у посетителей появилась уникальная возможность просмотра фильмов о литейном производстве в США (киносъемку вели специалисты завода № 19 в рамках договора с фирмой «Кёртис Райт» по освоению американского двигателя «Райт-Циклон»); о визите на завод в 1966 году дочери Я.М. Свердлова Веры Яковлевны Масленниковой (Свердловой). Эти кадры ценны тем, что на них запечатлен первый директор музея Иван Кузьмич Четверик.

АО «ОДК-Пермские моторы» – серийный производитель авиадвигателей, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. АО «ОДК-Пермские моторы» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2014 году составила 199,9 млрд. рублей.

Государственная корпорация Ростех - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн. рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд. рублей.

Пресс-служба АО «ОДК-Пермские моторы»