Переломный момент в концепции производства авиадвигателей
Представляем вашему вниманию рубрику: «АО «МОТОР СИЧ» – 110 лет», где будут представлены наиболее интересные и волнующие страницы истории предприятия, прошедшего славный путь от поршневых моторов до всемирно известных газотурбинных авиационных двигателей – современных, мощных, надежных.
…По-настоящему знаковым для запорожского моторостроительного завода и отечественного двигателестроения в целом стал 1930 год. В это время опытно-конструкторский отдел предприятия № 29 возглавил инженер от Бога – Аркадий Назаров. За два с лишним года работы начальником технического подотдела моторного отдела во Всесоюзном авиационном объединении (ВАО) А.Назаров фактически стал техническим руководителем авиадвигателестроения страны. Он близко общался со всеми выдающимися конструкторами моторов: Климовым, Швецовым, Бриллингом, Микулиным, Бессоновым, хорошо изучил организацию производства на немногочисленных тогда моторных заводах. Но запорожский завод № 29 он знал особенно хорошо.
С именем Аркадия Назарова, без преувеличения, связан переломный момент в самой советской концепции производства авиадвигателей. До этого руководство отрасли недальновидно упразднило конструкторские отделы на производстве. Отрицательный результат не заставил себя долго ждать: двигатели не давали проектной мощности, быстро разрушались поршни, кольца, забивались маслопроводы. Моторы возвращались из эксплуатации после 25–30 часов работы. На завод зачастили высокие комиссии, а руководство ВВС выказывало крайнее раздражение. И вот очередная комиссия командования ВВС вернулась из Запорожья с жестким вердиктом: восстановить конструкторское бюро!
Позднее сам Назаров так вспоминал об этом времени: «Мне предложено было поехать на завод на один год, организовать там конструкторское бюро (на самом деле, Аркадий Сергеевич проработал в Запорожье 6 лет). Директор завода С. Мартыненко встретил меня довольно сухо, зарплату положил мне вдвое меньше, чем я имел в Москве, а потом, когда убедился в пользе конструкторов, изменил свое отношение, стал помогать».
В результате большой работы, проведенной конструкторами завода, на базе М-11 фактически был создан новый двигатель, обладающий более высокими техническими характеристиками, прежде всего по ресурсу, который был увеличен с 25 до 450 часов. Взяв за основу вновь спроектированную цилиндропоршневую группу этого мотора, наши специалисты разрабатывают ряд опытных конструкций звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения.
Одной из первых самостоятельных разработок заводских конструкторов стал созданный в феврале 1932 года пятицилиндровый звездообразный двигатель М-51 мощностью 125 л.с. По техническим характеристикам – весу, экономичности, мощности – этот двигатель превосходил базовый образец. В октябре он прошел госиспытания, а в июне 1933 года был испытан в полете на самолете У-2. Однако работа над ним дальше заводских и летных испытаний не пошла.
Более счастливой оказалась судьба другой модификации – двигателя М-48. Конструктивно от базовой модели он отличался большим количеством цилиндров (семь) и наличием небольшого нагнетателя. Эти нововведения позволили ему развить мощность 220 л. с., что при весе в 195 кг соответствовало уровню мировых стандартов того времени. Мотор сочли настолько удачным, что в 1934 году его отправили на выставку в Париж как достижение советской авиапромышленности. В 1935 году М-48 проходил летные испытания на опытном учебном самолете У-3. Под этот двигатель был также спроектирован самолет для обслуживания местной связи БОК-3.
В 1933 году на заводе был разработан девятицилиндровый двигатель М-49 мощностью 280 л. с., также оснащенный приводным центробежным нагнетателем (ПЦН). Использование ПЦН на маломощных авиамоторах было применено впервые в Советском Союзе. Двигатели прошли 100-часовые государственные испытания с удовлетворительной оценкой и были запущены на одном из московских заводов.
Ведущим конструктором этих двигателей был Михаил Коссов, прибывший на запорожский завод после окончания Киевского политехнического института в 1930 году.
Двигатель М-49 устанавливался на пассажирские самолеты Сталь-21, а М-48 конструктор А.Яковлев устанавливал на опытные самолеты. Двигатели М-48 и М-49 были созданы на базе М-51 и, в свою очередь, послужили основой для разработки двигателей МГ-11, МГ-21 и МГ-31. Несколько позже был выпущен трехцилиндровый двигатель М-50 (ЗМ-11) мощностью 65 л.с. Деятельность коллектива завода по созданию двигателей М-51, М-48, М-49, ЗМ-11, имевших нагнетатели и работавших с наддувом на всасывании, была зрелой работой по созданию новых двигателей, значительно обогатившей опыт конструкторов, технологов, экспериментаторов и производственников завода.
Из книги «Энергия, рожденная для полета»