Двигателестроение

Переломный момент в концепции производства авиадвигателей

Представляем вашему вниманию рубрику: «АО «МОТОР СИЧ» – 110 лет», где будут представлены наиболее интересные и волнующие страницы истории предприятия, прошедшего славный путь от поршневых моторов до всемирно известных газотурбинных авиационных двигателей – современных, мощных, надежных.

…По-настоящему знаковым для запорожского моторостроительного завода и отечественного двигателестроения в целом стал 1930 год. В это время опытно-конструкторский отдел предприятия № 29 возглавил инженер от Бога – Аркадий Назаров. За два с лишним года работы начальником технического подотдела моторного отдела во Всесоюзном авиационном объединении (ВАО) А.Назаров фактически стал техническим руководителем авиадвигателестроения страны. Он близко общался со всеми выдающимися конструкторами моторов: Климовым, Швецовым, Бриллингом, Микулиным, Бессоновым, хорошо изучил организацию производства на немногочисленных тогда моторных заводах. Но запорожский завод № 29 он знал особенно хорошо.

С именем Аркадия Назарова, без преувеличения, связан переломный момент в самой советской концепции производства авиадвигателей. До этого руководство отрасли недальновидно упразднило конструкторские отделы на производстве. Отрицательный результат не заставил себя долго ждать: двигатели не давали проектной мощности, быстро разрушались поршни, кольца, забивались маслопроводы. Моторы возвращались из эксплуатации после 25–30 часов работы. На завод зачастили высокие комиссии, а руководство ВВС выказывало крайнее раздражение. И вот очередная комиссия командования ВВС вернулась из Запорожья с жестким вердиктом: восстановить конструкторское бюро!

Позднее сам Назаров так вспоминал об этом времени: «Мне предложено было поехать на завод на один год, организовать там конструкторское бюро (на самом деле, Аркадий Сергеевич проработал в Запорожье 6 лет). Директор завода С. Мартыненко встретил меня довольно сухо, зарплату положил мне вдвое меньше, чем я имел в Москве, а потом, когда убедился в пользе конструкторов, изменил свое отношение, стал помогать».

В результате большой работы, проведенной конструкторами завода, на базе М-11 фактически был создан новый двигатель, обладающий более высокими техническими характеристиками, прежде всего по ресурсу, который был увеличен с 25 до 450 часов. Взяв за основу вновь спроектированную цилиндропоршневую группу этого мотора, наши специалисты разрабатывают ряд опытных конструкций звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения.

М-11.JPG

Одной из первых самостоятельных разработок заводских конструкторов стал созданный в феврале 1932 года пятицилиндровый звездообразный двигатель М-51 мощностью 125 л.с. По техническим характеристикам – весу, экономичности, мощности – этот двигатель превосходил базовый образец. В октябре он прошел госиспытания, а в июне 1933 года был испытан в полете на самолете У-2. Однако работа над ним дальше заводских и летных испытаний не пошла.

Более счастливой оказалась судьба другой модификации – двигателя М-48. Конструктивно от базовой модели он отличался большим количеством цилиндров (семь) и наличием небольшого нагнетателя. Эти нововведения позволили ему развить мощность 220 л. с., что при весе в 195 кг соответствовало уровню мировых стандартов того времени. Мотор сочли настолько удачным, что в 1934 году его отправили на выставку в Париж как достижение советской авиапромышленности. В 1935 году М-48 проходил летные испытания на опытном учебном самолете У-3. Под этот двигатель был также спроектирован самолет для обслуживания местной связи БОК-3.

В 1933 году на заводе был разработан девятицилиндровый двигатель М-49 мощностью 280 л. с., также оснащенный приводным центробежным нагнетателем (ПЦН). Использование ПЦН на маломощных авиамоторах было применено впервые в Советском Союзе. Двигатели прошли 100-часовые государственные испытания с удовлетворительной оценкой и были запущены на одном из московских заводов.

Ведущим конструктором этих двигателей был Михаил Коссов, прибывший на запорожский завод после окончания Киевского политехнического института в 1930 году.

Двигатель М-49 устанавливался на пассажирские самолеты Сталь-21, а М-48 конструктор А.Яковлев устанавливал на опытные самолеты. Двигатели М-48 и М-49 были созданы на базе М-51 и, в свою очередь, послужили основой для разработки двигателей МГ-11, МГ-21 и МГ-31. Несколько позже был выпущен трехцилиндровый двигатель М-50 (ЗМ-11) мощностью 65 л.с. Деятельность коллектива завода по созданию двигателей М-51, М-48, М-49, ЗМ-11, имевших нагнетатели и работавших с наддувом на всасывании, была зрелой работой по созданию новых двигателей, значительно обогатившей опыт конструкторов, технологов, экспериментаторов и производственников завода.

Из книги «Энергия, рожденная для полета»