Двигателестроение

СЕРТИФИКАТ ТИПА – ЭТО НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Автор: Александр Александрович Молчанов,

начальник ведущего отдела по Программе ПД-14 АО «ОДК-Авиадвигатель»

200944.jpg

В ходе летных испытаний двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ

Сертификат типа, полученный в 2018 году на двигатель ПД-14, – лишь начало жизни новейшего отечественного авиационного двигателя нового поколения. Российские моторостроители обязаны в кратчайшие сроки освоить его серийное производство, решить все вопросы, связанные с установкой ПД-14 на воздушное судно, принять меры для максимальной поддержки заказчиков в период начальной эксплуатации двигателя, а также обеспечить валидацию полученного Сертификата в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA).

Двигатель ПД-14 – инновационный проект, созданный в широкой кооперации российских предприятий и отраслевых институтов с применением передовых технологий и новейших материалов, что обеспечивает его конкурентоспособность. Получение Сертификата типа на двигатель ПД-14 не отменяет необходимость продолжения работ над двигателем на этапе подготовки и начала эксплуатации.

5L2A3819.JPG

Сборка очередного двигателя ПД-14

ПД-14__перед обрывом 2017.jpg

Полноразмерный двигатель ПД-14 перед испытаниями по обрыву лопатки вентилятора

IMG_6264.JPG

Двигатель ПД-14 на акустических испытаниях

В рамках освоения серийного производства проведен комплекс работ по подготовке конструк­торской документации к серийному производству. Так, в мае 2019 года, в соответствии с требованиями ОТУ-2018, проведена межведомственная комиссия по оценке готовности документации к серийному произ­водству. Решением межведомственной комиссии, состоящей из представителей Департамента авиаци­онной промышленности Минпромторга Российской Федерации, АО «ОДК», Независимой инспекции, головного серийного изготовителя АО «ОДК-ПМ» и предприятий – соразработчиков ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-УМПО» – подтвержден факт готовности РКД к серийному производству. Комплекту документации на двигатель присвоена литера «О1», и в Департа­менте авиационной промышленности Минпром­торга РФ утвержден акт о пригодности двигателя к серийному производству. Следует отметить, что впервые в истории отечественного авиапрома комплект документации на новейший двигатель создан полностью «в цифре» и передан головному изготовителю – АО «ОДК-ПМ» – через специально созданную систему Teamcenter Multisite Collaboration.

Одним из основных условий поставки первых двигателей на самолет МС-21 является наличие Сертификата типа. Параллельно с работами по его получению в 2018 году выполнялись сборка и испытания первых трех двигателей для проведения летных испытаний самолета МС-21 с двигательной установкой на базе ПД-14. В феврале 2019 года между АО «ОАК» и АО «ОДК» подписан совместный план работ по испытаниям самолета МС-21 с двигателями ПД-14, по завершении которого самолет МС-21 получит одобрение Главного изменения в части двигательной установки.

Для подготовки к поставке первых двига­тельных установок АО «ОДК-ПМ» совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» выполнена демонстрация сборки двигательных установок (так называемый «поддинг») представителям Заказчика – ПАО «Корпо­рация «Иркут». Заказчик принял первые машины, что позволяет приступить к следующему важнейшему этапу – установке ПД-14 непосредственно на крыло самолета и началу летных испытаний.

Благодаря выполненным работам по получению Сертификата типа и подготовке двигателей первой поставки для ПАО «Корпорация «Иркут» проект «ПД-14: двигатели для МС-21» прошел очередной контрольный рубеж, проектный комитет АО «ОДК» принял решение о переходе на следующий этап проекта – обеспечение готовности к первому вылету самолета МС-21 с ДУ ПД-14.

Относительно дальнейших работ по Программе создания двигательной установки с двигателем ПД-14 хотелось бы выделить основные направления работ по подготовке двигателя к эксплуатации, которые необходимо реализовать в ближайшее время:

• валидация Сертификата типа РФ в Европейском агентстве EASA;

• адаптация двигательной установки к самолету, включая работы по подготовке доказательной документации в обеспечение требований Авиационных правил, часть 25;

• повышение ресурсных показателей к началу эксплуатации самолета МС-21 с двигателями ПД-14;

• совместные с АО «ОДК-ПМ» работы по созданию системы послепродажного обеспечения двигателя, а также подготовка ремонтного производства.

В рамках валидации Сертификата типа РФ двигателя ПД-14 в Европейском агентстве EASA требуется выполнить большой объем работ в сжатые сроки. Проведен ряд встреч с представителями EASA, согласованы позиции по подтверждению соответ­ствия, утвержден план работ по валидации Серти­фиката типа. В обеспечение валидации опытные двигатели ПД-14 продолжают испытания на стендах.

Для подтверждения соответствия двигателя ПД-14 Европейским требованиям проводились длительные испытания в условиях обледенения в ТБК ЦИАМ, испытания с забросом повышенного количества града на вход в двигатель на ОИС «Полуево» ПАО «ОДК-Сатурн» и т.д. Также для подтверждения прочностной надежности мотогондолы проходят испытания двигательной установки в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, в том числе с проверкой работы двигательной установки на режиме «прерванный взлет».

Подготовка к получению Одобрения главного изменения по самолету МС-21 с ПД-14 проводится по согласованному с ПАО «Корпорация «Иркут» графику. В рамках данных работ предстоит провести испытания узлов мотогондолы на воздействие пожара, молнии и других внешних воздействующих факторов. Важнейшая задача – подготовить комплект документов, подтверждающий готовность двига­тельной установки к первому вылету в составе самолета МС-21.

IMG_20180525_115703_1.jpg

Подготовка двигателя ПД-14 к испытаниям в условиях «классического» обледенения

Следующим важнейшим направлением работ по подготовке двигателя к коммерческой эксплуатации является подтверждение его ресурсных характе­ристик и установление периода технического обслу­живания. Для этого, начиная со второй половины 2018 года, опытный двигатель ПД-14 непре­рывно проходит циклические испытания в «ОДК-Авиадвигатель». В планах довести циклическую наработку до 7 500 циклов. Также в обеспечение требований технического задания по обеспечению ресурса к этапу начальной эксплуатации постоянно проводятся циклические испытания основных деталей на специальных стендах «Авиадвигателя» и ЦИАМа, испытания необходимо продолжать. Дополни­тельно для перехода на третью стратегию управления ресурсом продолжается работа по созданию банка данных механических свойств материалов двигателя и запланированы работы по испытанию модельных дисков в ЦИАМ. Подготовлен план работ по данному направлению, который необходимо выполнить до начала эксплуатации.

PA050072.JPG

Подготовка двигателя ПД-14 к забросу посторонних предметов

Все работы по постановке двигателя на серийное производство и поддержанию Сертификата типа РФ на начальном этапе эксплуатации будут выполняться с привлечением всех кооперантов, участвующих в Программе ПД-14. Уже сейчас сформированы направ­ления работ на ближайшие годы. Необходимо еще раз отметить, что получение Сертификата типа –это лишь начальный этап в жизни двигателя ПД-14. Российским моторостроителям еще предстоит выполнить большой объем работ, для чего необходимо не сбавлять обороты и продолжать интенсивно работать по проекту.

Источник: журнал "Крылья Родины" №3-4 за 2020 год