Двигателестроение

Специалисты ЦИАМ выступили на Международной конференции по обледенению самолетов и двигателей

Научные сотрудники ЦИАМ приняли участие в работе Международной конференции по обледенению самолетов, двигателей и элементов конструкции в г. Миннеаполисе (США) – значимом событии для представителей авиационной промышленности и отраслевых научно-исследовательских центров, занимающихся вопросами обледенения.

Участниками крупнейшего мероприятия, проводимого раз в четыре года, стали специалисты NASA, ONERA, DLR, Airbus, Boeing, Rolls-Royce, SAFRAN Aircraft Engines и других ведущих организаций аэрокосмической отрасли.

Россию на конференции представляли сотрудники ЦИАМ – Алексей Горячев, Сергей Гребеньков и Павел Горячев. Они выступили с докладами на секциях «Ледяные кристаллы: исследования обледенения в условиях ледяных кристаллов и смеси фаз» и «Крупные переохлажденные капли: моделирование условий обледенения Super Large Drops». Всего на конференции было представлено 160 докладов.

Согласно требованиям авиационных правил, эффективность защиты самолета и двигателя от воздействия условий обледенения должна быть подтверждена результатами расчетов и экспериментов. Условия обледенения разнообразны и включают «классическое» обледенение в условиях жидких переохлажденных капель, обледенение в условиях ледяных кристаллов, смеси фаз (ледяные кристаллы и жидкие переохлажденные капли), жидких крупных переохлажденных капель (ледяная изморось и ледяной дождь).

Специалисты ЦИАМ, занимающиеся вопросами обледенения, проводят предварительный анализ конструкции, инженерные расчеты, определяют критические точки, в которых воздействие климатических условий на двигатель наиболее опасно, дают рекомендации по улучшению конструкции и оказывают помощь в подготовке соответствующей документации для выполнения процесса сертификации.

Докладчики рассказали о проблемах расчетного и экспериментального моделирования процесса обледенения в условиях ледяных кристаллов, смеси фаз и крупных переохлажденных капель. Исследования, направленные на решение этих проблем, затрагивают вопросы расчета форм ледяных наростов, калибровки потока при испытаниях в условиях ледяных кристаллов.

Специалистами ЦИАМ предложена концепция создания экспериментального стенда для моделирования атмосферных условий крупных переохлажденных капель. Результаты работы показали, что в стендовых условиях можно смоделировать поток с требуемыми характеристиками. – На стенде воспроизводятся те же условия потока, который существует в атмосферном облаке, – отметил Алексей Горячев.

Участники конференции отметили оригинальность разработанных Институтом методов калибровки потока по равномерности распределения ледяных кристаллов и определения степени переохлаждения крупных капель.

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»