Двигателестроение

В.А. Петошин. Управляющий директор ОАО "НПП "Мотор".

ОАО «НПП «МОТОР» в русле модернизации

Призыв к модернизации экономики России, еще недавно не сходивший с первых полос газет и журналов, со временем как-то поблек и потускнел. Но есть предприятия, для которых модернизация – реально происходящий процесс, позволяющий совершить прорыв из эпохи кульманов и производственного оборудования середины XX века в мир современных технологий, без которых создание перспективной техники просто невозможно. Среди таких предприятий – ОАО «НПП «Мотор».

Деятельность Открытого Акционерного Общества «Научно-производственное предприятие «Мотор» («НПП «Мотор») неразрывно связана со становлением и развитием отечественной авиационной промышленности. В условиях военного времени на площади существующего небольшого Уфимского завода были эвакуированы моторные заводы из Рыбинска, Ленинграда и Москвы. С оборудованием и персоналом этих заводов в Уфу прибыли конструкторские бюро. Закончилась Великая Отечественная война, заводы и люди стали возвращаться на места постоянного размещения, а часть специалистов осталась и продолжила работать в Уфе. И когда в 1955 году из серийного конструкторского отдела Уфимского моторного завода было выделено опытно-конструкторское бюро ОКБ-26 МАП, в него вошли специалисты, прошедшие школы проектирования под руководством выдающихся генеральных конструкторов: Н.Д. Кузнецова, В.Я. Климова, А.А.Микулина.

За 57 лет своей истории ОКБ несколько раз сменило наименование, форму собственности, но сохранило свое главное назначение - опытно-конструкторское бюро, осуществляющее проектирование, создание двигателей и их составных частей для истребительной, штурмовой авиации и беспилотных летательных аппаратов различного целевого назначения.

Сегодня на ОАО «НПП «Мотор» работает более 1300 человек, в том числе в опытно-конструкторском бюро - более 200 человек.

На всех этапах деятельности руководителям ОКБ: В.Н. Сорокину, С.А. Гаврилову, А.А. Рыжову, А.Ф. Иваху удалось сохранить классическую схему предприятия:

– опытно-конструкторское бюро;

– экспериментально-исследовательскую базу;

– опытный завод;

– испытательные стенды.

Это позволяет «НПП «Мотор» реализовывать полный технологический цикл выполнения НИОКР.

Отличительной особенностью предприятия является компактность размещения подразделений. Опытно-конструкторское бюро располагается в одном корпусе с опытным заводом и сборочным цехом, что позволяет осуществлять конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов с минимальным отрывом инженера-конструктора от его основой деятельности – проектирования. Такое размещение значительно снижает затраты на логистику и сокращает сроки создания нового продукта.

Поступление средств от освоения новых рынков и диверсификации производства позволили предприятию сохранить научный и кадровый потенциал, привлечь молодых, талантливых специалистов. Сложнее обстояло дело с более капиталоемким процессом – обновлением оборудования. Выполнение государственного заказа, предусматривающего разработку и производство новой авиационной техники, на существовавших мощностях обеспечить было невозможно. При формировании Федеральной целевой программы департамент авиационной промышленности Минпромторга РФ подошёл к проблеме техперевооружения предприятия со стратегических позиций перспективного развития двигателестроительной отрасли. Благодаря такому подходу, «НПП «Мотор» получило уникальную возможность проведения комплексной и поэтапной модернизации всего технологического цикла создания нового продукта с привлечением заёмных и собственных средств. В настоящее время завершена реконструкция и модернизация ОКБ, открыто финансирование и начаты работы по реконструкции объектов экспериментально-исследовательской базы, ведутся предпроектные работы по подготовке к техперевооружению опытного завода и испытательных стендов.

Реализация проекта реконструкции опытно-конструкторского бюро обеспечила переход от традиционных форм и методов проектирования к разработке наукоёмкой инновационной продукции на современной технологической платформе в кратчайшие сроки (2010–2012 гг.). Опытно-конструкторское бюро оснащено специализированными рабочими станциями (высокопроизводительными расчетными и графическими), лицензионными системами проектирования, расчёта и управления инженерными данными. Введён в действие центр обработки данных, включающий расчётные сервера и современный вычислительный кластер. Для обеспечения оперативной координации действий с партнёрами на предприятии создан комплекс видеоконференцсвязи.

В 2012 году предприятие приступило к реализации проекта реконструкции и технического перевооружения экспериментально-исследовательской базы – корпуса газодинамических испытаний. Целью проекта является создание современной экспериментально-исследовательской базы для поузловой доводки в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, отработки прорывных критических и инновационных технологий, проведения прикладных научных исследований, обеспечения сопровождения полного жизненного цикла двигателей ПАК ФА, а также повышение надежности и ресурса изделий.

Задачами проекта являются:

- создание системы стендовых и лабораторных комплексов для проведения экспериментальных исследований и технологических испытаний систем и узлов двигателей 5-го поколения и отработка научно-технического задела;

- создание единой автоматизированной информационно-измерительной системы, интегрированной с центром обработки данных предприятия;

- создание систем автоматизированного управления стендовыми комплексами, обеспечивающих снижение трудоёмкости и сокращение времени проведения испытаний;

- обеспечение обработки измеряемых параметров в режиме реального времени в едином информационном пространстве предприятия.

В целях создания современного высокотехнологичного производства для изготовления опытных образцов узлов перспективных авиационных двигателей, в настоящее время идет подготовка к реализации проекта по реконструкции и техническому перевооружению производственной части предприятия.

Задачей проекта является перевод опытного завода на качественно новую технологическую платформу, обеспечивающую требования по точности и качеству, предъявляемые к авиационным двигателям, с сокращением стоимости и сроков технологической подготовки производства. Высокая производительность оборудования и его функциональные возможности позволят:

- повысить производительность производства в 3 раза;

- обеспечить снижение количества шифров оснастки в опытном производстве более чем в 2 раза;

- сократить суммарные издержки производства, связанные с отработкой конструкции двигателя и его доводкой, более чем на 50%.

Для подтверждения правильности конструкторских решений, принятых специалистами ОКБ при создании новых двигателей, запланирована модернизация опытных стендов для проведения испытаний ГТД. Решение поставленной задачи будет обеспечено комплексной реконструкцией стенда для испытаний компрессоров в составе двигателя и реконструкцией стенда для семейства двигателей тягой до 6000 кгс.

Начало реализации проекта «Реконструкция стенда для испытаний компрессоров ТРДД перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» ОАО «НПП «Мотор» запланировано на 2013 г. Цель проекта - разработка и создание современного опытного стенда для проведения испытаний компрессоров в составе двигателя, включая вариант с поворотным реактивным соплом.

Реализация проекта предусматривает оснащение стенда автоматизированной информационно-измерительной системой, удовлетворяющей современным требованиям, а также многокомпонентной силоизмерительной системой.

Технические характеристики стенда обеспечат проведение исследовательских, предварительных, межведомственных, государственных, ресурсных, специальных, а также предъявительских, приемо-сдаточных, периодических и типовых испытаний двигателей с тягой до 20 тонн. В первую очередь - двигателя для ПАК ФА, в создании которого активно участвует «НПП «Мотор». Наряду с разработкой новейшей техники, предприятие осуществляет модернизацию двигателя Р95Ш для штурмовиков Су-25СМ. Проводится работа по переводу Р95Ш и Р195 на экономически эффективную эксплуатацию по техническому состоянию. Обеспечение проведения полного спектра исследовательских испытаний двигателей Р‑195 в процессе возобновления серийного производства является одной из задач проекта реконструкции стенда для семейства двигателей тягой до 6000 кгс.

Модернизация стендовой базы предприятия даст снижение стоимости испытаний на 25% и сокращение времени испытаний на 30%.

Техническое перевооружение производственной, лабораторно-испытательной и экспериментально-исследовательской базы предприятия ориентировано на обеспечение высокого уровня научно-прикладных исследований и генерацию инновационных решений при создании новейших образцов техники. Синергетический эффект от интеллектуальной составляющей, опирающейся на передовые достижения технического прогресса и информационные технологии, обеспечит поступательное движение к лидерству России в области авиационного двигателестроения.