Двигателестроение

В блокадном Ленинграде ремонтировали авиационные двигатели

В годы войны советские самолеты, в том числе оснащенные моторами М-105 разработки В.Я. Климова, защищали небо над «Дорогой жизни» и Ленинградом от вражеских бомбежек, доставляли продовольствие в осажденный город. Климовские моторы обслуживали работники рембазы на территории ленинградского завода № 234 (ныне – АО «ОДК-Климов», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).

К моменту начала блокады предприятие носило наименование «Завод № 234 Наркомата авиационной промышленности СССР». Основная часть завода была эвакуирована уже в июле 41-го года в Уфу. Много заводчан (более 700 человек) в первые дни войны записались в ряды Красной Армии, Народного ополчения и ушли на фронт.

На оставшемся в Ленинграде оборудовании завода № 234 (на площадке в районе ж/д станции «Кушелевка», сейчас там располагается АО «Красный Октябрь») в 1941 году была организована 3-я авиационная рембаза (АРБ) 13-й Воздушной Армии Северного, а затем Ленинградского фронта (в/ч 53918). На рембазе восстанавливали авиамоторы М-105, АМ-34, АМ-35 и двигатели иностранного производства, ремонтировали поврежденные в боях металлические винты, а также изготавливали необходимые для ремонта детали авиадвигателей. Всего на базе работало порядка 500 человек. Теперь это Гатчинский Авиаремонтный завод №218.

Сотрудникам завода приходилось работать не только в Ленинграде, но и выезжать на военные аэродромы для обслуживания самолетов в полевых условиях. В числе аэродромов, где трудились заводчане – «Гражданка», «Углово», «Смольное», «Янино», «Каменка», «Сосновка», «Левашово» и др.

На этих аэродромах базировалась авиационная техника полков, в задачи которых входила охрана Ленинграда от налетов вражеской авиации и защита неба над «Дорогой жизни», доставка продовольствия в осажденный город.

В частности, на «Гражданке» базировалась авиация 26-й отдельной авиаэскадрильи, 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного и 21-го Краснознаменного истребительного авиаполков, а также 1-го гвардейского минно-торпедного полка. На аэродроме в «Сосновке» размещались 44-й бомбардировочный авиаполк, 159-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполк. На аэродроме «Смольное» с декабря 1941 года располагались самолеты 286-ого истребительного полка.

В составе этих частей ВВС Балтийского флота находились бомбардировщики Ар-2 и Пе-2, истребители Як-1 и ЛаГГ-3 – на все эти летательные аппараты устанавливались моторы М-105 различных модификаций.

М-105 – знаменитый «Мотор Победы», разработанный выдающимся конструктором В.Я. Климовым (его имя сегодня носит санкт-петербургское АО «ОДК-Климов»). С 1943 года всем выпускаемым двигателям 105-ой серии и их модификациям присваивали индекс ВК» («Владимир Климов») – по инициалам создателя.

ВК-105 – авиационный поршневой четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения. Он стал самым массовым советским военным авиационным мотором. Всего было построено более 100 тысяч двигателей в различных вариантах.

Первый двигатель М-105 был собран на ленинградском заводе №234 еще до войны - в 1940 году, и с помощью специалистов рыбинского КБ, которым руководил В.Я. Климов, к середине 41-го завод успел выпустить 68 изделий.

На главной территории завода № 234 на проспекте Карла Маркса в годы блокады также размещалась «26-я шоссейно-дорожная база-мастерская (26-я ШДБМ) ГУШОСДОР НКО» (впоследствии – Пушкинский ремонтно-механический завод), которая входила в состав Управления автобронетанковых войск Ленинградского фронта.

За годы войны на территории 26-ой ШДБМ были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения. Совместными усилиями 26-я ШДБМ, завод имени К. Маркса и завод имени Калинина наладили производство реактивных снарядов для знаменитых минометов «Катюша».

После войны эвакуированные работники во главе с В.Я. Климовым вернулись в Ленинград, где в 1946 году было основано конструкторское бюро №117 с назначением Владимира Яковлевича главным конструктором – руководителем бюро.

На фото: обслуживание двигателя М-105 в полевых условиях.

АО «ОДК-Климов» – предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»