Двигателестроение

В мире без звука: на московском авиадвигателестроительном предприятии ОДК успешно трудятся 63 работника с нарушением слуха

Самые благоприятные условия для трудовой деятельности работников с нарушением слуха созданы на московском АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех), одном из крупнейших российских предприятий по разработке, изготовлению и сервисному обслуживанию авиационных двигателей. Сегодня на «Салюте» работают 63 таких сотрудника, в некоторых цехах за глухими работниками закреплены важные участки производства.

3 декабря отмечается Международный день инвалидов.

«Салют» - это предприятие полного цикла, объединяющее в своей структуре научно-исследовательский институт, конструкторское бюро и производство. Текущие производственные задачи решаются головной площадкой в Москве и многочисленными филиалами. «Салют» занимается изготовлением и сервисным обслуживанием авиадвигателей АЛ-31Ф, АИ-222-25, узлов двигателя РД-33МК. Предприятие участвует в широкой кооперации предприятий ОДК по производству двигателей семейства ТВ7-117, ВК-2500 и ПД-14 и в реализации других проектов.

Практика трудоустройства глухих и слабослышащих работников на «Салюте» действует давно. Например, в 15-м цехе бригада чистильщиков металлических изделий целиком состоит из работников с нарушением слуха. Возглавляет её Зураб Амиридзе, который работает на «Салюте» уже 17 лет. Зураб свободно понимает речь говорящего по губам и является связующим звеном между неслышащими рабочими и руководством.

«В преддверии Международного дня инвалидов особенно важно вспомнить о тех, кто вносит вклад в общее дело развития отечественного авиадвигателестроения, трудясь в абсолютной тишине, – говорит заместитель генерального директора – управляющий директор АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» Виталий Клочков. – Глухие и слабослышащие работники «Салюта» научились успешно преодолевать трудности, связанные с ограниченными физическими возможностями. Они не просят помощи у слышащих и каждым своим трудовым днем доказывают, что они не хуже других. И именно это качество делает их очень ценными работниками: их трудолюбие, упорство в достижении целей, ответственность ценятся руководителями цехов и участков и идут на пользу общему делу отечественного авиадвигателестроения».

Многим из них доверяют выполнение очень ответственных производственных задач. Так, Дмитрий Анисимов и Антон Нестеркин в 43-м цехе занимаются слесарной обработкой дорогостоящих дисков, Андрей Вавулин и Евгений Бурдин – полировкой.

«У них иная психология, чем у слышащих, свой мир. Они держатся друг за друга, поддерживают друг друга, стараются не подводить, и у них большая ответственность перед заданиями, – отмечает начальник 15-го цеха Вячеслав Осечкин. – Если им что-то поручили, они выполнят «от и до». Это для них дело чести».

При этом проблемы со слухом – не препятствие для карьерного и личностного роста на «Салюте». Так, слабослышащий Владимир Тивунчик сумел самостоятельно, без посторонней помощи поступить в МАИ, без отрыва от производства успешно закончить учебу на вечернем отделении. «Я всегда говорил и себе, и другим: трудности надо преодолевать, а не приобретать», – отмечает он. Сейчас Владимир работает над контролем качества важных деталей.

Многие работники с отсутствием слуха получили высокие производственные награды. Так, в 2017 г. слесарю-сборщику 6-го разряда 2-й группы цеха №24 Валерию Скороходову было присвоено звание «Почетный работник промышленности города Москвы». Соответствующий документ вручал лично мэр Москвы Сергей Собянин. Заслуги ветерана завода неоднократно отмечались руководством предприятия: «Отличник качества предприятия» (1987), «Кадровик завода» (1998), «Ветеран труда ФГУП ММПП «Салют» 2-й степени» (2002), он дважды был удостоен благодарностей от генерального директора предприятия, его портрет размещался на заводской Доске Почета.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 3 – в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2016 году достигла 1 трлн. 266 млрд. рублей, консолидированная чистая – 88 млрд. рублей, а EBITDA – 268 млрд. рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2016 году составила 44 000 рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Пресс-службы АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»