Двигателестроение

В ЦИАМ усовершенствовали стенды и сформировали предложения по эталонной базе испытаний

На заседании научно-технического совета в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») подвели итоги четвертого этапа научно-исследовательской работы «Испытания 2017-2019». С подробным докладом выступил заместитель генерального директора ЦИАМ, директор исследовательского центра «Авиационные двигатели» Виктор Марков.

Современные требования к экспериментальной базе очень высоки, пояснил он. Именно поэтому перед специалистами ЦИАМ в рамках НИР стояло несколько важных задач. Одна из них — разработка методов и средств метрологического обеспечения при испытаниях, создание нормативной документации и формирование предложений по развитию эталонной базы. Второй блок работы был посвящен совершенствованию и поиску экономичных средств испытаний, повышению их надежности и безопасности.

В части создания средств измерения специалисты ЦИАМ добились высоких результатов, отметил докладчик. Вместе с коллегами из Московского энергетического института (НИУ «МЭИ») сотрудники ЦИАМ разработали оборудование для калибровки тензодатчиков, предназначенных для динамических измерений.

— Такого оборудования еще никогда не создавалось, — подчеркнул Виктор Марков. — Мы разработали макет такого устройства, для снижения величины погрешностей сократили количество блоков и линий связи, входящих в состав системы. Удалось уменьшить шумовые помехи и добиться высокого качества амплитудно-частотных характеристик в широком диапазоне частот.

Также существенно усовершенствована аппаратная часть 8-ми-канального пирометра спектрального отношения для измерения температуры поверхностей. У прибора появился новый интерфейс. В части работ по повышению достоверности измерений характеристики горения топлива за фронтальными устройствами камеры сгорания газотурбинного двигателя (ГТД) специалисты ЦИАМ разработали комплексный модуль на основе лазерной системы «КАРС», который уже готовится к постановке на стенд.

— На следующем этапе будут проведены экспериментальные работы на пламени с богатыми и бедными смесями, — пояснил докладчик.

Была модернизирована установка переменного давления: теперь это полностью работающий эталон утвержденного типа. В ближайшее время, по словам Виктора Маркова, установка получит оформленные документы Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии.

— Необходимо будет довести до логического завершения итоги всей работы по нормативным метрологическим документам, отработать средства измерения и получить аттестаты, — резюмировал докладчик. — Это позволит применять средства измерения не только в ЦИАМ, но и на предприятиях отрасли.

Отдельная часть доклада касалась оснащения стендовой базы ЦИАМ. В частности, специалисты ЦИАМ создали новую систему подогрева топлива на стенде: разработка будет востребована при исследованиях по сверхзвуковому деловому пассажирскому самолету. Также близки к завершению работы по созданию компрессорного стенда, который позволяет испытывать объекты на режимах разгона и торможения, с мощностью привода до 10МВт.

— Весь комплекс работ выполнен в полном объеме и в срок, — подытожил Виктор Марков. — Мы готовы представить их результаты нашему главному заказчику — Минпромторгу России.

По словам Виктора Маркова, для выполнения всего объема поставленных государством задач по перспективным двигателям нужно активнее готовить технологическую базу, грамотно закладывать требования в технические задания при реконструкции и модернизации и уже сейчас переоснащать стенды.

— Мы должны это сделать даже раньше, чем появится сам объект испытания, — считает докладчик. — И работать нужно в тесном взаимодействии с отраслью.

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав Центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»