Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Аэропорты как символ постоянного обновления и движения вперед
27-29 мая 2014 г.московской гостинице "Новотель-Шереметьево" состоялась 45-я Московская международная конференция «Пути совершенствования инфраструктуры аэропортов», организованная Ассоциацией "Аэропорт" ГА стран СНГ . Конференция прошла при поддержке "Росавиации" Минтранса России, "Ространснадзора" Минтранса России, Ассоциация производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте и Ассоциации "Аэропорты Украины" ГА. По традиции, конференция сопровождалась выставкой «Техника и оборудование для аэропортов». В конференции приняли участие представители Великобритании, Германии, Молдовы, Нидерландов, России, Украины и Узбекистана. Весь комплекс обсуждаемых вопросов организационно рассматривался на двух рабочих сессиях: «Инновации- -основа развития инфраструктуры аэропортов» и «Современная инфраструктура аэропортов».
Открывая конференцию, советник руководителя «Росавиации» С.Н.Козлов остановился на основах государственного регулирования имущественных отношений в сфере управления аэропортами. Президент Российской Федерации в феврале 2001 г. утвердил «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», а Правительство одобрило в июле 2001 г. Концепцию гражданской авиационной деятельности. Эти документы активизировали процессы направления инвестиций в инфраструктуру аэропортов, а также совершенствование имущественных отношений. Создаются ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», ФКП Аэропорты Севера, Чукотки, Красноярска, Сахалина, Камчатки, Приамурья и Амдерма. На местах стали бережнее относиться к имуществу аэропортов и оптимизации их сети.
Сертификация стала основой государственного регулирования аэропортовой деятельности. Получили развитие процессы вовлечения частного сектора, субъектов РФ и государственно-частного партнёрства для решения актуальных задач аэропортов. Это, и многое другое, позволило не только сохранять, но и развивать инфраструктуру аэропортов, избежать их массового банкротства. Аэропорты справились со своей ролью по обслуживанию иностранных воздушных судов, а также с проведением крупных международных форумов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.
Удалось реконструировать ИВПП в десятках аэропортов. Число действующих аэропортов сократилось с 1450 в 1991 году до 300. В инфраструктуру аэродромов входят искусственные покрытия площадью 50 млн. кв. м, 1 млн. погонных метров водосточно-дренажной сети, 1800 км ограждений и 50 млн. га земельных участков. В аэропортовой деятельности федеральные власти руководствуются Концепцией развития аэропортовой (аэродромной) сети на период до 2025 года и Транспортной стратегией на период до 2030 года. Они определяют государственную политику в отношении имущества аэропортов, адаптированную к вызовам времени на новом этапе. Например, возможна дальнейшая приватизация имущества и передача его в частные руки с обременением владельцев обязательствами перед пользователями и государством. Целью арендных, концессионных или любых других соглашений с эксплуатантами имущества аэродромов должно быть создание необходимых условий владения, управления, контроля и использования в течение действия договоров (по земле, имуществу, требованиям обеспечения безопасности полётов, авиационной безопасности и др.).
Пассажирооборот в 2013 году составил более 200 млрд. пасс.км, а аэропорты обслужили более 130 млн. российских и иностранных граждан. В условиях рыночной экономики аэропортовый бизнес должен сам развиваться и развивать свою инфраструктуру. Пока государство вкладывает ежегодно десятки млрд. руб. в инфраструктуру аэропортов, отдельные проблемы соблюдения налогового законодательства и износа основных производственных фондов нередко замалчиваются. Однако, Счётная палата, Генеральная прокуратура, различные контрольные управления, Минэкономразвития и др. эпизодически обращают внимание на имеющиеся недостатки. Это касается налога на имущество, эксплуатации новостроек без оформления актов госкомиссий и постановки на баланс, повышении арендной платы за землю и неудовлетворительной организации эксплуатации и ремонта объектов, интеграции групп аэропортов в рамках одной управляющей компании. Частный сектор уже участвует в управлении имуществом аэропортов и предлагает дальнейший рост этого участия, в том числе в части расходов. Например, Реново, Новопорт, БазелАэро.
Государство направляет на дальнейшее развитие инфраструктуры аэропортов в 2014 году 40 млрд. руб., ещё 51 млрд. руб. планируется в 2015 году. Стоят задачи обеспечения проведения крупного международного форума в Уфе и чемпионата мира по футболу. До сих пор экономика аэропортов в целом радует, так же, как устойчивый рост имущества в последние 10 лет. Увеличиваются льготные перевозки воздушным транспортом на дальние расстояния за счёт средств федерального бюджета, а также региональные и местные авиаперевозки с использованием аэропортов в организационной форме казённых предприятий. И всё же полагаться только на федеральный бюджет было бы неправильно. Трудно предсказать возможные кризисы в мире и как они отразятся на экономике аэропортов. «Росавиация» поддерживает всё законное многообразие имущественных отношений в аэропортах и будет поддерживать все инициативы, которые будут способствовать сохранности и росту этого имущества. Это относится и к правовой поддержке, которая должна не только регулировать, но и стимулировать развитие аэропортов.
Как отметили участники конференции, в последние годы мировая гражданская авиация бурно развивалась благодаря взаимовлиянию двух тенденций: глобализации мировой экономики и развитию IT-технологий. Поэтому, говоря об инфраструктуре аэропорта, мы часто говорим об информационных технологиях, поскольку именно их использование позволяет аэропортам снижать себестоимость своих услуг за счёт внедрения инноваций и обеспечивать конкурентоспособность на международных рынках.
Грузовые авиаперевозки являются, пожалуй, самым глобализированным сегментом, поскольку обслуживают потребности мировой торговли, а обслуживание международных транзитных рейсов является предметом конкурентной борьбы большинства аэропортов. На этой теме акцентировал внимание заместитель генерального директора ООО «Инновационный центр ГА» О. Труфанов в своем докладе «Инновационные программы развития инфраструктуры аэропортов». По оперативным данным ИКАО за 2013 год объем грузовых авиаперевозок, выраженный в выполненных грузовых тонно-км илометрах(ГТК),увеличился на 1% , составив в итоге приблизительно 51 млн. тонн перевезенного груза. Львиная доля мирового грузопотока генерируется Азиатско-Тихоокеанским регионом (около 40 % по итогам 2013 года). Самым быстрорастущим направлением грузовых авиаперевозок в мировых масштабах на протяжении многих лет остаются маршруты в направлениях Европа-Азия-Европа.
Президент и Правительство Российской Федерации прилагают значительные усилия, направленные на диверсификацию экономики, в том числе и на развитие транзитного потенциала воздушного пространства Российской Федерации. Ориентация на развитие транзитного потенциала воздушного пространства России обусловлена тем, что основные потоки грузовых авиационных перевозок в настоящее время осуществляются между Северной Америкой, Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (от 80 до 90% мирового рынка грузовых авиаперевозок), а пролет через воздушное пространство России часто оказывается самым оптимальным.
По каждой системе транзитных маршрутов в воздушном пространстве Российской Федерации имеются крупные аэропорты, которые обладая необходимой инфраструктурой, могут принимать и обслуживать транзитные грузовые рейсы иностранных авиакомпаний. Эти аэропорты предпринимают усилия для привлечения транзитных грузовых рейсов, развивая инфраструктуру и обеспечивая конкурентоспособные ставки сборов и тарифы на аэропортовое и наземное обслуживание. Большие надежды связаны с внедрением безбумажного документооборота e-freight. Аэропорты Новосибирск (Толмачёво) и Красноярск (Кольцово), Домодедово и Шереметьево являются участниками пилотного проекта по внедрению стандарта e-freight в Российской Федерации.
Е-freight -международный стандарт безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок рекомендован Международной ассоциацией воздушного транспорта (1АТА) в рамках программы Simplifying the Business к использованию в тех странах, где развиты грузовые авиаперевозки. По срокам внедрения e-freight ИАТА планирует:
• к 2015 году обеспечить применение государственными контролирующими органами полностью безбумажной технологии работы в 80% пунктах пропуска;
• к концу 2015 года обеспечить готовность участников грузовой перевозки (авиакомпании, экспедиторы, агенты по наземному обслуживанию, грузовые склады и др.) взаимодействовать без использования бумажных транспортных документов.
План-график реализации пилотного проекта по внедрению e-freight в России на период с ноября 2011 года по декабрь 2014 года предусматривает поэтапный переход от бумажных документов, сопровождающих грузовые авиаперевозки, к электронным.
В 2012 году был реализован первый этап пилотного проекта e-freight - оформление международного транзита. В 2012- 2013 годах - второй этап - трансферные грузовые отправки. В 2013-2014 годах реализация процессов обработки прибывающих (импорт) и убывающих (экспорт) грузов, а также специальных категорий грузов. В 2014 году планируется внедрение стандарта e-freight для оформления перевозки грузов на внутренних воздушных линиях России. К преимуществам внедрения стандарта e-freight относится, во-первых, ускорение обслуживания грузов, т.к. решение по выпуску грузов принимаются в течение 10 минут, во-вторых, прозрачность – электронный документооборот позволяет отслеживать статус перевозки в реальном режиме времени, в третьих – сокращение расходов. Суммарная экономия от внедрения e-freight в мировой ГА составляет до 4,9 млрд. долл. в год.
С большим вниманием были выслушаны доклады руководителя направления исследования рынка В. Бурденко «Перспективы развития внешней инфраструктуры аэропорта Домодедово», заместителя генерального директора Международного аэропорта «Сабетта» Г.С. Юматова, директора ООО «Запорожхендлинг» В. Павелко «Система менеджмента качества ISO 90001:2008 по наземному обслуживанию ВС в аэропорту «Запорожье» и др.
Подводя итоги конференции, участники встречи высказали мнение, что за последние годы в гражданской авиации произошли значительные изменения по совершенствованию инфраструктуры под влиянием мировых тенденций в этой сфере экономики. Тема конференции была признана актуальной, а представленные выступления – убедительными и аргументированными. Во многих сообщениях прозвучала мысль, что совершенствование инфраструктуры аэропортов оказывает благоприятное воздействие на эффективность их работы, улучшает показатели пассажиро- и грузопотока, а также взаимодействие с авиакомпаниями и пассажирами.