Гражданская Авиация

На научно-информационном совещании в ЦИАМ обсудили «зеленое» будущее международной гражданской авиации

Экологическая политика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) стала основной темой научно-информационного совещания, состоявшегося в конце ноября 2022 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

ИКАО зеленая авиация.JPG

Об итогах 12-го заседания экологического комитета САЕР ИКАО и 41-й сессии Генеральной ассамблеи ИКАО рассказал представитель Российской Федерации в CAEP ИКАО, начальник сектора ЦИАМ. Докладчик проанализировал основные положения резолюций ИКАО по шуму и качеству местного воздуха, по климату, а также глобальные экологические тенденции и долгосрочные желательные цели ИКАО (LTAG). В частности, было отмечено, что сценарии LTAG с учетом эмиссии СО2 за весь жизненный цикл топлив не смогут обеспечить нулевую эмиссию CO2 к 2050 году при использования только внутриотраслевых мер.

Специалист рассказал о работе ИКАО в обеспечение внедрения инновационных технологий, в частности, исследовании потенциального экологического воздействия парка сверхзвуковых пассажирских самолетов (ИКАО проработано 7 сценариев такого воздействия), о перспективах устойчиво производимых видов авиационного топлива SAF. Были освещены аспекты влияния механизма схемы CORSIA, а также COVID-19 и авиационных выбросов СО2 на мировую гражданскую авиацию и климат. Особо были выделены проблема подтвержденного взаимовлияния шума и эмиссии СО2 и новая задача ИКАО по разработке объединенного Стандарта на шум и эмиссию СО2, которая будет приоритетной в начавшемся рабочем цикле САЕР/13 (2022-2025 гг.).

Были озвучены инициативы и рекомендации экспертов CAEP ИКАО. Позицию Российской Федерации отражает заявление Росавиации от 1 октября 2022 года, согласно которому, несмотря на неизбрание на последней Ассамблее в Совет ИКАО, наша страна остается полноправным членом ИКАО и продолжает работу в составе организации, придерживаясь рекомендованной практики и стандартов ИКАО и приверженности обеспечению высоких стандартов безопасности полетов.

В заключение было отмечено, что защите национальных интересов в конкурентной борьбе, средством которой становится международное экологическое регулирование гражданской авиации, будут способствовать широкое обсуждение и формирование обоснованной согласованной позиции российских авиастроителей и авиакомпаний. Помимо этого, необходима отечественная нормативно-техническая правовая база в отношении экологических характеристик воздушных судов и двигателей. Предпосылкой создания базы является проведение комплексных опережающих исследований в этой области.

Традиция проведения в ЦИАМ научно-информационных совещаний, известных в отрасли как «информационные понедельники», насчитывает уже несколько десятков лет. В ходе встреч специалистов ЦИАМ и предприятий отрасли обсуждаются различные научно-технические аспекты авиационного двигателестроения. Эксперты ЦИАМ выступают с комментариями по актуальным вопросам профильных зарубежных исследований и разработок.

Совещания проходят два раза в месяц по понедельникам с августа по июнь. Анонсы тем предстоящих «инфопонедельников» размещаются на сайте института ciam.ru в разделе «Конференции и семинары».

Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP ИКАО) является Техническим комитетом Совета ИКАО. Он основан в 1983 году и контролирует влияние гражданской авиации на окружающую среду путем разработки и принятия соответствующих экологических стандартов.


Для справки:

ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Пресс-служба ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»