Гражданская Авиация

В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". Безопасность вертолётных операций...

Радикального отставания уровня безопасности вертолетных операций в России от других стран нет. К такому выводу пришли участники круглого стола «Безопасность вертолетных операций в России и в мире», проведенного 20 августа в Москве журналом "Авиатранспортное обозрение". В мероприятии приняли участие представители Росавиации (Владимир Штирц - заместитель начальника отдела управления безопасностью полётов Управления инспекции по безопасности полётов) , ГосНИИ ГА (Николай Осипов - начальник группы "Анализа эксплуатации ТОиР"), вертолетных операторов и авиапроизводителей (Дмитрий Перепелкин - заместитель коммерческого директора "Airbus Helicopters Vostok") , Валерий Озерной - авиационная компания "Ямал", отраслевых и общественно-политических СМИ (Avia.ru, Aviaport.ru, "Rambler news service", Национального авиационного журнала "Крылья Родины", "Российской газеты", "Россия сегодня", ИА "Интерфакс", ИА "ТАСС" и т.д.).

Свои доклады представили Николай Осипов, начальник группы "Анализа условий эксплуатации ТОиР" ГосНИИ ГА, Дмитрий Перепелкин, заместитель коммерческого директора "Airbus Helicopters Vostok", и Максим Пядушкин, управляющий директор "Авиатранспортного обозрения".

Максим Пядушкин представил данные о количестве эксплуатируемых в России вертолетов и сравнил их с аналогичными данными других стран. Россия входит в десятку стран с крупнейшими вертолетными парками. Сейчас в российской коммерческой авиации используется 888 винокрылых машин, включая 108 иностранных бортов.

Николай Осипов познакомил присутствующих со статистическими данными по безопасности основного в России типа эксплуатируемых вертолетов - семейства Ми-8 (Ми-8Т, Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ). На сегодня в российской коммерческой авиации эксплуатируется 731 ВС этого семейства. Доклад включал в себя детальный разбор основных причин происшествий на данном типе вертолета с 1990-х годов до сегодняшнего дня, количество происшествий, а также рейтинг безопасности авиакомпаний-эксплуатантов данного типа вертолетов. На основании представленных в докладе данных можно сделать выводы о состоянии безопасности вертолетной индустрии страны в целом.

Дмитрий Перепелкин сравнил уровень безопасности эксплуатации вертолетов "Airbus" в России и мире. По данным компании, основной причиной авиационных происшествий с вертолетами европейского производителя в нашей стране являются не отказы техники, а ошибки в эксплуатации. Так, с 2013 по 2017 годы в России случилось 15 происшествий с машинами "Airbus Helicopters", из них 10 стали результатом плохой осведомленности об окружающей среде. Для улучшения ситуации компания регулярно проводит семинары по безопасности полетов с привлечением пилота-инструктора из Франции. На данный момент "Airbus Helicopters Vostok" провела 11 мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и других российских городах.

Представители средств массовой информации задали много вопросов докладчикам и получили на них подробные ответы.

Участники круглого стола пришли к выводу, что, несмотря на многочисленные проблемы с безопасностью вертолетных операций, радикального отставания уровня безопасности полетов от других стран в России нет. Основной проблемой остается низкая культура безопасности полетов. Например, распространена практика необоснованных полетов в плохую погоду, что зачастую и становится причиной катастрофы. При этом, вопреки расхожему мнению, возрастные вертолеты Ми-8Т демонстрируют меньшее количество аварий и происшествий по сравнению с более современным модификациями Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ.

Холдинг "Вертолёты России" уже сегодня должен заняться качеством выпускаемых Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ, тем более, что последний тип вертолёта уже поступил для работы в системе санитарной авиации России.

Фото автора и Романа Гусарова