Гражданская Авиация

ВОПРЕКИ «ЧЁРНОМУ ЛЕБЕДЮ». В. Шелковников. К 30-летию Межгосударственного авиационного комитета

Все чаще и чаще в мире употребляется термин «черный лебедь», появившийся вскоре после выхода книги современного философа, выпускника Сорбонны и финансового гуру Нассима Николаса Талеба «Черный лебедь: под знаком непредсказуемости» (The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable).

Считалось, что лебеди бывают только белыми, пока ученые не обнаружили в 1697 году в Австралии популяцию черных лебедей.

Философ рассматривает чрезвычайное влияние редких и непредсказуемых событий, переворачивающих и ломающих судьбы миллионов людей, а также склонность людей ретроспективно находить им простые объяснения, назвав это теорией черного лебедя.

Описывая непредсказуемые величайшие события в истории человечества, такие как развал Римской империи и др., он анализирует и гибель СССР, первого в истории социального государства, нарушившего при построении вековые рыночные отношения, отказавшись от частной собственности на средства производства, но достигшего величайших результатов. Советский Союз объединил множество государств, победил фашизм, первым запустил искусственный спутник Земли, человека в космос и автоматическую станцию на Луну и т.д.

От авиаторов, живших в СССР, можно добавить — была создана великая авиационная держава.
Небольшой пример. Спустя 25 лет после Великой Отечественной войны самолет Ил-62 был взят в лизинг известными авиакомпаниями мира – французской Air France и японской Jal – для полетов из Парижа в Токио и обратно. В то время не было подобных самолетов.
В части, касающейся аэронавигационной системы — была создана многоуровневая стратегическая Единая системы УВД гражданской и военной авиации, отвечающая требованиям мирного и военного времени и национальной безопасности.

Но, вернемся к «черному лебедю», который в 1991 году стремительно разрушил СССР.

В августе произошел государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч).
В сентябре получили независимость Латвия, Литва и Эстония.
В декабре в Беловежской пуще Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной как государствами — учредителями Союза ССР, подписавшими Договор об образовании СССР в 1922 году было подписано Соглашении о прекращении существования Союза ССР как «субъекта международного права и геополитической реальности».

Кстати, накануне, как будто предчувствуя распад страны, популярный певец того периода Игорь Тальков «жахнул» в песне «Россия»: «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала, я тщетно силился понять, как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам?!»

Личность в истории авиации.

Когда осмысливаешь ход трагической истории, участником которой довелось быть людям моего возраста, неизбежно появляются вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории, было ли неизбежным такое изменение и, главное, чтобы случилось не будь этого лидера? Действительно, жизнь любого человека всегда случайность — родится ли он для главных действий в определенный момент истории?

Для авиации того драматического периода, такой человек, на мой взгляд, был создан историей – это Татьяна Григорьевна Анодина.

Она, как будто предчувствуя приближающую ужасную тень крыльев «черного лебедя», благодаря исключительной энергии, огромному опыту, полученному в сложнейшем Министерстве гражданской авиации СССР и врожденному дипломатическому обаянию, встретившись со всеми главами новых государств, подписала Межгосударственное соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, для сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения.

Одновременно был создан и Межгосударственный авиационный комитет (МАК), призванный служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации и эффективного использования воздушного пространства государств-участников Соглашения, бессменным руководителем которого она является.

МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств-участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами Президентов, постановлениями Правительств и другими законодательными актами.

В соответствии с положениями Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации и Процедурами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Соглашение и Положение о МАК в июле 1992 года зарегистрированы ИКАО, а МАК включен в Перечень межправительственных организаций.

МАК заключены соглашения о сотрудничестве со многими зарубежными государствами и международными организациями: ИКАО, EASA, ИАТА, ИФАЛПА, МПА СНГ, ЕврАзЭС и др. Подписаны подготовленные МАК международные соглашения в области летной годности, безопасности полетов и расследования авиационных происшествий со многими ведущими авиационными государствами.

МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).

Следует подчеркнуть, что Анодина Т. Г. не появилась случайно, чтобы войти лидером в историю. Стоявшая у истоков создания крупнейших автоматизированных систем управления воздушным движением (УВД) и военно-гражданской Единой системы УВД, она уже была известным авторитетом в авиации Советского Союза.

В 1997 году доктор технических наук Татьяна Анодина, в знак признания ее выдающегося вклада, награждена Премией имени Эдварда Уорнера и именной золотой медалью. Это высшая награда ИКАО. Ни одна другая международная премия не пользуется таким широким признанием.

Эдвард Уорнер явился одним из лидеров преобразования мировой гражданской авиации, возродившейся из руин и хаоса Второй мировой войны, в современную международную авиатранспортную систему, имеющую свою структуру и опирающуюся на принципы международного сотрудничества. Он стал первым президентом Совета Международной организации гражданской авиации.

Да, подтверждается роль личностей в переломные моменты истории, которые, как правило, меняют мир к лучшему.

Пожелаем Межгосударственному авиационному комитету дальнейших успехов!

Валерий Шелковников,
Почётный председатель Совета Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ», Председатель Совета ветеранов Аэронавигации России МОД «Аэронавигация Без Границ»,
Лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полетов, член Всемирного фонда безопасности полетов, бывший заместитель Председателя Межгосударственного авиационного комитета.