Космос

Опубликованы фотографии программы создания первой советской дальнобойной баллистической ракеты

05.09.2018 / Москва – Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») опубликовал уникальный исторический фотоальбом о создании первой советской дальнобойной баллистической ракеты Р-1, которая была успешно испытана 70 лет назад. Фотографии элементов автономной системы управления этой ракеты были сделаны специалистами НИИ-885 (сегодня – РКС) в ходе их производства и собраны в альбом в 1950 году. До сих пор этот документ оставался недоступным для широкой аудитории.

Р-1 была аналогом немецкой ракеты ФАУ-2, которую советские специалисты, включая сотрудников НИИ-885, изучали после войны на территории Германии. Постановление Совета Министров СССР о создании Р-1, выпущенное 13 мая 1946 года, положило начало созданию советской ракетно-космической промышленности, став датой рождения многих профильных предприятий отрасли, в том числе НИИ-885.

В НИИ-885 было создано два базовых подразделения, одно их которых возглавил главный конструктор автономных систем управления Николай ПИЛЮГИН, а второе – главный конструктор систем радиоуправления Михаил РЯЗАНСКИЙ. Оба они входили в Совет главных конструкторов, созданный Сергеем КОРОЛЕВЫМ, и активно продвигали свои направления. При создании Р-1 за основу была взята автономная система управления ФАУ-2, но, по мере увеличении дальности полета ракет, стали применяться обе системы управления.

Автономная система управления Р-1, создаваемая в НИИ-885 под руководством Николая ПИЛЮГИНА, стала следствием переосмысления советскими инженерами немецкого аналога. Сначала была тщательно исследована и полностью воспроизведена оригинальная система управления ФАУ-2. И уже на основе этого опыта советские инженеры приступили к созданию собственной системы управления с применением отечественной элементной базы и материалов.

Ракета имела одноконтурную систему управления – контролировать во время полета можно было только угловое положение оси ракеты и момент выключения двигателей. Наведение осуществлялось по таблицам пуска по цели с заранее известными координатами – задавалось направление пуска и время работы двигателя ракеты. Вся информация, необходимая для управления движением, поступала с измерительных устройств, использующих свойство инерции – гироскопов и акселерометров.

При организации производства приборов системы автономного управления специалистам пришлось столкнуться с целым рядом проблем – от технологических трудностей предприятий-поставщиков до полного отсутствия в СССР требуемой компонентной базы. Производство некоторых компонентов налаживалось специально для проекта создания дальнобойной баллистической ракеты и шло параллельно с испытаниями первых образцов. Ссылка на документ: http://russianspacesystems.ru/wp-content/uploads/2018/09/Albom-avtonomnaya-sistema-upravleniya-R-1.pdf

АО «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») на протяжении 70 лет разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и информационные системы космического назначения. Основные направления деятельности – создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; наземный комплекс управления космическими аппаратами; космические системы поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; наземные пункты приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Интегрированная структура «Российских космических систем» объединяет ведущие предприятия космического приборостроения России: Научно-исследовательский институт точных приборов (АО «НИИ ТП»), Научно-производственное объединение измерительной техники (АО «НПО ИТ»), Научно-исследовательский институт физических измерений (АО «НИИФИ»), Особое конструкторское бюро МЭИ (АО «ОКБ МЭИ») и Научно-производственная организация «Орион» (АО «НПО «Орион»).

Пресс-служба АО «Российские космические системы»