Космос

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

В последние годы в отечественной космической отрасли успехи, к сожалению, перемежались с неудачами. Это привело руководство отрасли к необходимости полностью перестраивать систему контроля качества работы и внедрять новые управленческие практики.

Накануне Дня космонавтики портал profiok.com рассказывает о том, как контролируется строительство космодрома Восточный, как готовятся к старту космические ракеты и почему слово «контроль» становится одним из ключевых на пути к покорению новых космических высот.

Спутники, беспилотники и не только

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

«Мы научены горьким опытом», – заявил в интервью РИА Новости гендиректор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры(ЦЭНКИ) Андрей Охлопков. Эта организация занимается поставкой и обслуживанием оборудования, поступающего на космодром Восточный.

Восточный – первый гражданский космодром на территории нашей страны. Он обеспечит России независимый выход в космос. Именно отсюда, согласно планам Роскосмоса, с 2023 года начнутся пуски тяжёлых носителей семейства «Ангара», а в 2028 году в космос отправится сверхтяжёлый «Енисей».

Горький опыт, о котором говорит Андрей Охлопков, – это срыв сроков строительства первой очереди Восточного, а также недоделки в стартовом комплексе – например, обнаруженная в 2018 году полость.

На сегодня из 19 объектов первой очереди Восточного, представляющей собой инфраструктуру для пуска «Союзов», приняты в эксплуатацию только шесть. По словам Охлопкова, строительство будет окончательно завершено в 2022 году.

«Сложность обусловлена тем, что некоторые предыдущие подрядчики у нас ушли, бросили всё, разбежались, – объясняет эксперт. – Где-то отсутствует документация, где-то имеются замечания, которые можно снять только путем экспертной оценки либо устранения недоделок». Иными словами, сейчас ведётся полный аудит объектов второй очереди, оценивается состояние и стоимость достройки оставшихся объектов.

Проблема осложняется судебными делами, которые ведутся против недобросовестных подрядчиков. Десятки миллиардов рублей остались замороженными, и сейчас решается вопрос либо о выделении дополнительных средств из бюджета (после окончания судов долг перед государством будет погашен), либо об использовании части средств, выделенных на строительство второй очереди космодрома. Сомнений нет только в том, что достраивать первую очередь нужно обязательно. Хотя бы потому, что в неё заложена инфраструктура, которая нужна не только «Союзам», но и «Ангаре».

Пустоты, которые были обнаружены под стартовым комплексом в 2018 году, давно устранены. Ошибки стали уроком: впредь, как утверждает Андрей Охлопков, такие казусы просто невозможны. Для этого созданы не только оперативные группы, объединяющие строителей, смежников и представителей ЦЭНКИ и Роскосмоса, но и Центр неразрушающего контроля, оборудованный по последнему слову техники. «Никаких сложностей теперь не возникнет», – уверяет Охлопков.

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

Кстати, снижению скорости строительства способствовали не только субъективные, но и объективные причины. Например, в ходе строительства стартового стола для «Союзов» были введены антироссийские санкции.

«Нам никто не верил, что можно построить космодром только из российских комплектующих, – рассказывает Андрей Охлопков, – но мы полностью все иностранные системы заменили на отечественные». Скажем, аналоги испанских компрессоров, которые должны были использоваться на наземной инфраструктуре «Союзов», были найдены в Санкт-Петербурге на предприятии, изготавливающем дизели для подводных лодок. Теперь эти компрессоры включены и в наземную инфраструктуру для «Ангары».

Ещё одна сложность – постоянная корректировка документации. Это, разумеется, не всегда устраивает строителей: гораздо проще строить объект по раз и навсегда принятому плану.

«Восточный – это не просто космодром, – объясняет Охлопков. – Это научно-производственная база по отработке новых космических технологий».

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

Что касается второй очереди Восточного, то её строительство началось в первой половине 2019 года. Планируется возвести 39 групп объектов, и по девяти из 24 объектов, строительство которых развёрнуто в настоящий момент, работы идут с опережением графика.

Подрядчика выбирали долго и в итоге остановились на ПСО «Казань». Пока в работах задействовано чуть менее полутора тысяч человек и полторы сотни единиц техники. Летом число строителей планируют увеличить втрое.

Стоит сказать, что работы ведутся непрерывно вне зависимости от погоды: и в дождь, и в мороз, даже если место бетонирования приходится накрывать огромных размеров шатром. Контроль работ ведётся с помощью спутников: все изменения в объеме проводимых работ, количестве занятой на объекте техники и даже людей отслеживаются автоматически. Кроме того, в мониторинге заняты беспилотники, которые дополняют сведения, полученные со спутников. В итоге глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин имеет на своём рабочем мониторе полную картину происходящего в режиме реального времени. Впрочем, дистанционным мониторингом Рогозин не ограничивается: глава Роскосмоса лично инспектирует ход строительства Восточного не реже раза в месяц.

Совесть в партнёрстве с автоматикой

Только в текущем году пуски российских ракет переносились несколько раз. Например, в январе из-за замыкания в электрооборудовании был перенесён запуск военного спутника «Меридиан», затем на космодроме Куру пришлось отменить пуск «Союза-СТ» из-за сбоя в одной из плат двигателей разгонного блока «Фрегат». Можно упражняться в остроумии, приписывая отложенные старты к неудачам Роскосмоса, что, собственно, и делают гонящиеся за хайпом комментаторы. А можно, наоборот, восхититься, насколько чётко работает контроль качества, позволяющий обнаружить и устранить технические недочёты не после старта, а на Земле, а значит, не допустить аварии.

О работе системы контроля качества ракет рассказал в недавнем интервью ТАСС заместитель гендиректора Роскосмоса Александр Лопатин.

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

По его словам, система контроля качества ракетно-космической техники начала формироваться ещё во время пусков первых советских ракет. Учитывались и анализировались все нештатные ситуации, катастрофы, аварии, которых, к сожалению, на этапе становления отрасли было очень много. Правда, это давало возможность быстро совершенствовать и саму систему. В СССР за эксплуатацию ракетно-космической техники на космодромах отвечали военные, и только после передачи космодрома Байконур от Минобороны Роскосмосу функции по контролю качества ракетно-космической техники перешли к отраслевым организациям.

Возглавив Роскосмос в 2018 году, экс-вице-премьер Дмитрий Рогозин поставил задачу чётко и лаконично: если есть малейшие сомнения, пуск нужно откладывать, аварий быть не должно. Совсем.

По словам Александра Лопатина, система контроля качества ракетно-космической техники сегодня имеет сразу несколько составляющих: это и нормативы, и организационные мероприятия, и, безусловно, техническая часть.

Все работы, выполняемые на стартовом комплексе, проходят независимый контроль качества. Все несоответствия фиксируются, о них сообщается организациям, ответственным за запуск, и руководству Роскосмоса. Одновременно в КБ, НИИ и на предприятиях-изготовителях круглосуточно работают специалисты, моментально анализирующие, исследующие и устраняющие проблемные вопросы. Попутно выясняются причины возникновения несоответствия, чтобы исключить его повторение в других изделиях.

Контроль проводится в сопровождении так называемого фотодокументирования: любой собранный узел фотографируется, после чего сравнивается с эталонной фотографией, показывающей, как должна выглядеть эталонная сборка. Масштаб работы сложно себе представить: только на предприятиях для подтверждения качества изготовления ракет делаются фотографии десятков тысяч технологических операций.

Весь процесс сборки снимается на видео, а технические параметры ракеты, разгонного блока и космического аппарата проверяются ещё и с помощью автоматических средств контроля.

Возможно, автоматика настроена даже избыточно. Например, в 2016 году при первом старте «Союза» с Восточного произошла отмена пуска: в систему было заложено такое количество ограничений, что она дала сбой, хотя, возможно, без автоматики ракета бы отлично взлетела без всяких аварий. Но в Роскосмосе считают, что никакие «если» в таких случаях невозможны. Главное – надёжность.

В целом весь процесс сборки ракеты и разнообразных проверок занимает несколько месяцев. Закономерно встаёт вопрос: может быть, с учётом наступления цифровой эпохи, пора полностью перейти к автоматическим проверкам?

Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве

Алексей Лопатин в «цифру» и автоматику, конечно, верит, но отвечает осторожно. Так называемый «безлюдный старт» для ракеты «Зенит» был создан ещё в советские времена – в конце 1980-х годов. Похожие решения будут использоваться на Восточном для автоматического запуска новых «Союзов». Иными словами, уровень автоматизации контроля качества работ постоянно повышается, но никогда не вырастет до 100 процентов.

«Учитывая сложность ракетно-космической техники, современные технологии полностью не позволяют исключить визуальный контроль, – убеждён заместитель гендиректора Роскосмоса. – Нужны человеческие глаза, руки, ответственность, ум. Но главный контролёр – это всё-таки совесть».

Это означает, что и в советские времена, и сегодня в фокусе внимания остаётся человеческий фактор. Именно поэтому в Роскосмосе так много времени уделяют подбору кадров, совершенствованию системы мотивации, обучению сотрудников. В корпорации существует телефон доверия, по которому каждый работник может анонимно передать информацию о недочётах в производстве или подготовке ракеты к пуску. Но самое главное, чтобы любой сборщик или проектировщик, любой сотрудник и руководитель чётко осознавали, что качество выполняемой работы – их персональная ответственность.

P.S. На 9 апреля 2020 года, 11:05:06 по московскому времени, запланирован пуск с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблём «Союз МС-16», который должен в этот же день пристыковаться к МКС. За трансляцией пуска можно следить на сайте Роскосмоса.

Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=11437#ixzz6JCbZu9E1

Пресс-служба ЦЭРС ИНЭС