РКС на МАКС-2017: цифровая трансформация и эволюция космической электроники

13.07.2017 / Москва – Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») представит проект «Цифровая Земля», а также новейшие разработки в области космического приборостроения, наземных систем управления и сервисов, основанных на использовании результатов космической деятельности, на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, который пройдет в подмосковном Жуковском с 18 по 23 июля.

На МАКС-2017 РКС представит проект «Цифровая Земля», который предполагает создание и регулярное обновление сплошного бесшовного покрытия данными дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) территории всего земного шара. Точность модели Земли составит около 1 м с периодической актуализацией. «Цифровая Земля» ляжет в основу целого семейства новых геоинформационных сервисов. Сплошное покрытие и сервисы на основе данных ДЗЗ ориентированы на всех потребителей, среди которых федеральные и региональные органы исполнительной власти, крупный и средний бизнес и массовый потребитель.

Также в ходе авиакосмического салона РКС представит результаты работы в области создания инфраструктуры Федерального сетевого оператора навигационной деятельности (ИФСО). На ее основе будут работать перспективные системы обеспечения движения беспилотной и роботизированной техники и предоставляться удобные навигационные услуги частным и государственным компаниям.

Посетители МАКС-2017 на стенде РКС смогут больше узнать о работе современных российских системах машинного взаимодействия, телеметрии и автоматизированного мониторинга. Огромный опыт компаний холдинга в области космической телеметрии и создания высоконадежной датчиковой аппаратуры сегодня реализуется для создания «подключенных» машин, их взаимодействия друг с другом и с человеком, а также сбора Больших данных (BigData) в ходе эксплуатации сложных технических изделий.

Экспозиция РКС площадью более 300 м2 станет интерактивной ареной, где развернется масштабная презентация создаваемых российскими учеными инфраструктурных решений для цифровой экономики отдельных компаний и холдингов.

Важнейшей премьерой МАКС-2017 в области технологий производства станет созданная в РКС модель цифрового предприятия. На авиасалоне она будет впервые представлена широкой общественности. В рамках этого проекта РКС создает первый в России виртуальный завод для космической и высокотехнологичной промышленности. Он объединит в общую сеть более 30 дизайн-центров и несколько сотен производственных площадок по всей России, которые будут взаимодействовать в рамках единого электронного пространства, построенного в РКС на основе космических и Интернет-технологий. «Цифровизация» позволит свести вербальное общение и документооборот до минимума и снимет актуальную для России проблему географической удаленности производств и центров проектирования друг от друга.

Еще одной «сквозной» темой участия РКС в МАКС-2017 станет «Эволюция космического приборостроения». В рамках экспозиции будут продемонстрированы результаты работы холдинга по унификации приборов и компонентов для космической техники. Будет представлена новейшая бортовая аппаратура, построенная по модульному принципу, в которой заложен потенциал адаптации исполняемых функций в зависимости от набора законченных функциональных модулей. Это стало результатом внедрения передового подхода к созданию аппаратуры – перехода от этапа «функция-модуль», к «функция – «система на кристалле», «система в корпусе».

Посетители МАКС-2017 смогут оценить электронику для новейших российских космических аппаратов «Глонасс-К», перспективные сканирующие устройства для спутников ДЗЗ, цифровой космический радиолокатор «Касатка», перспективную датчиковую аппаратуру и многое другое.

На открытой площадке РКС представит современные наземные комплексы приема и обработки космической информации. Мобильный измерительный пункт (МИП) выполнен в виде стандартного контейнера, который может перевозиться любыми видами транспорта и работать даже с палубы морских судов. Его применение позволяет принимать телеметрию с борта космических аппаратов и средств выведения из любой точки Земли.

На открытой площадке салона также будет развернут антенный комплекс для приема информации со спутников ДЗЗ, а в павильоне – рабочее место оператора спутников ДЗЗ. Специалисты РКС в реальном времени продемонстрируют гостям, как происходит прием и обработка космической информации с космических аппаратов «Электро-Л» и «Метеор-М» №2.

Особое место в экспозиции РКС на МАКС-2017 займут малые космические аппараты. Специалисты холдинга еще в 1980-е годы первыми в нашей стране начали заниматься данной тематикой, и сегодня на основе этого опыта ведется работа по созданию и отработке перспективной наноспутниковой платформы. В августе 2017 года с борта МКС будет запущен очередной технологический наноспутник, созданный специалистами компании.

В рамках развития компетенций в области создания малых космических аппаратов РКС активно поддерживает перспективные российские стартапы, разрабатывающие инновационные решения для этого класса спутников. В 2017 году холдинг «Российские космические системы» приобрел 33,4% доли участия в уставном капитале компании, созданной учеными из МГУ, – ООО «Азмерит». Разработанные ими ключевые элементы системы ориентации микро- и наноспутников – миниатюрные звездные датчики на кристалле – будут серийно производится РКС. Образцы этих датчиков войдут в состав экспозиции холдинга на МАКС-2017.

На МАКС-2017 холдинг РКС представит разработки на основе технологий интернета вещей, межмашинного взаимодействия (M2M) и сбора и обработки Больших данных в сегменте продуктов и услуг, создаваемых на базе результатов космической деятельности.

АО «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») на протяжении 70 лет разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и информационные системы космического назначения. Основные направления деятельности – создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; наземный комплекс управления космическими аппаратами; космические системы поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; наземные пункты приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Интегрированная структура «Российских космических систем» объединяет ведущие предприятия космического приборостроения России: Научно-исследовательский институт точных приборов (АО «НИИ ТП»), Научно-производственное объединение измерительной техники (АО «НПО ИТ»), Научно-исследовательский институт физических измерений (АО «НИИФИ»), Особое конструкторское бюро МЭИ (АО «ОКБ МЭИ») и Научно-производственная организация «Орион» (АО «НПО «Орион»).

Пресс-служба АО «Российские космические системы»