Самолетостроение

Человеческий фактор: как повысить безопасность полетов

Согласно статистики, 70-80% происшествий и катастроф на авиационном транспорте связаны с человеческим фактором. То есть, произошли из-за ошибки членов экипажа и диспетчеров. Многочисленные исследования показали возрастание ошибочных действий при длительных полетах, в ночное время суток, в сложных метеоусловиях, при наличии заболеваний, при старении.

Влияние человеческого фактора можно минимизировать, уверена вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, советник генерального директора по авиационной медицине д.м.н. Ольга Верба. Для этого российскую систему мониторинга состояния здоровья, профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации авиационного персонала необходимо дополнить Программой социально-психологической поддержки авиационного персонала (PSP). Этот документ разработан Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) и принят Евросоюзом после катастрофы A320 под Динь-ле-Беном (Франция) в марте 2015 года, когда в результате умышленных действий второго пилота погибли 150 человек. Еще в 1970-е годы аналогичная программа (HIMS) была принята в США и Канаде.

«Нам есть чему поучиться у Запада, а Запад перенимает наши лучшие практики. Например, систему медицинских осмотров авиационного персонала – ежедневный предполетный осмотр, динамическое наблюдение врача авиакомпании, ежегодное медицинское освидетельствование во ВЛЭК. Плюс регулярное посещение психолога, - рассказывает Ольга Верба. – В свою очередь программа PSP позволяет минимизировать риски происшествий на воздушном транспорте в результате употребления пилотами и диспетчерами запрещенных наркотических и алкогольных препаратов или тяжелой депрессии».

PSP – это своего рода анонимная служба поддержки авиационного персонала. Любой пилот, диспетчер или стюард, у которого возникли психологические проблемы, может войти в эту программу и быть уверенным, что ему помогут, и он останется в профессии. «Если в России станет известно, что пилот злоупотребляет алкоголем, его просто уволят. Никто не будет разбираться готов он бороться с зависимостью или нет. В Европе и США ему помогут справиться с болезнью и сохранить работу. И в 90% случаев участники программы остаются в профессии. И это разумно, учитывая высокую стоимость и большой дефицит авиационного персонала. Известно, что российские авиакомпании в среднем вкладывают в профессиональный рост каждого своего пилота около 15 млн рублей», - констатирует Ольга Верба.

Нивелированию человеческого фактора в гражданской авиации, по мнению экспертов Ассоциации врачей авиационной медицины, также будет способствовать создание единой информационной системы «Паспорт здоровья авиационного персонала», которая объединит врачей врачебно-летных экспертных комиссий, врачей авиапредприятий и врачей здравпунктов. Решение о появлении такой системы в стране принято на федеральном уровне. «Создание единой информационной системы, несомненно, сделает полеты более безопасными. Ведь тогда пилот не сможет скрыть факты посещения кардиолога или хирургическое вмешательство. Все открыто и прозрачно», - заключает Ольга Верба.

Пресс-служба Ассоциации врачей авиационной медицины