Самолетостроение

Производитель Superjet и IGA Technologies ускоряют оценку 3D-макетов кабины экипажа с использованием VR и технологии захвата движения

Разработчики самолета «Сухой Суперджет» (входит в ПАО «ОАК») и IGA Technologies создали систему для проверки инженерных решений на ранних этапах проектирования в виртуальной реальности с использованием технологии захвата движения Motion Capture.

Решение уже применяется для оценки 3D-макетов кабин экипажа на соответствие сертификационным требованиям и позволяет избежать дорогостоящих переделок натурного макета за счет переноса процесса в виртуальную среду. Подход смещает процесс на ранние этапы проектирования, что дает возможность оценивать и корректировать конструкцию до начала постройки физического макета.

Особенность решения состоит в том, что оно совмещает физические имитаторы органов управления кабины экипажа с их цифровыми 3D-моделями в VR. Необходимость физических имитаторов обусловлена предоставлением экспертам обратной тактильной связи. Перед началом испытаний в систему вводятся параметры тела человека, который участвует в эксперименте, и создается его цифровой двойник. Эксперт проводит оценку макета в VR-шлеме и костюме с маркерами позиционирования. Технология фиксирует движение человека и физических имитаторов органов управления, при этом, эксперт видит цифровой двойник своего тела внутри трехмерной модели и может взаимодействовать с элементами 3D-макета - пультами, органами управления и креслом.

В ходе эксперимента можно изменять параметры тела человека, конфигурацию 3D-макета, модель окружающей обстановки, время суток и освещение.

Андрей Недосекин, заместитель генерального директора по разработке:

«Самолет Superjet 100 изначально разрабатывался на основе новейших технологий в авиастороении, в том числе, с использованием цифровых технологий в проектировании. Мы следуем выбранному подходу, применяя цифровые решения и на текущих этапах. Например, в виртуальной реальности с использованием 3D-макетов будем проверять инженерные решениях на ранних этапах проектирования».

Виктор Рубановский, начальник департамента интеграции разработки Sukhoi Business Jet:

«При проектировании мы сталкиваемся со множеством требований, при этом проект всегда имеет временные ограничения. Благодаря перенесу испытаний в виртуальную среду, мы в несколько раз ускорили процесс оценки разработок, сделали его гибким. Это новый опыт в индустрии авиастроения»

Денис Леготин, начальник департамента кабины экипажа:

«Ранее, при проектировании кабины экипажа, мы получали первый отзыв лётчиков только после окончания разработки первого варианта конструкции, подготовки технического задания на полноразмерный физический макет и, наконец – самого изготовления макета кабины. Процесс занимал не менее 6 месяцев. Как правило, после первых оценок в макет вносились изменения, что занимало дополнительное время.

С системой виртуальной оценки процесс занимает считанные часы – мы экспортируем цифровой макет, проводим оценку, вносим корректировки и готовим новый эксперимент. Таким образом, полноразмерный физический макет кабины экипажа, всё ещё обязательный для сертификации, выполняет задачу с первого раза и становится лишь средством подтверждения финальной конструкции. В будущем мы планируем обсудить с сертификационными властями полный переход на систему виртуальной оценки для проведения этапа макетной комиссии».

Пресс-служба "ГСС"