Самолетостроение

ЦАГИ – полёТу: первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104

«Людей, которые думают, что реактивная пассажирская авиация не нужна, я понимать отказываюсь. Логика у них несомненно лошадиная. Неужели не ясно, что самолету совершенно безразлично, что он везет – военный груз или пассажиров? Но пассажиру далеко не безразлично, если его будут возить в три раза быстрее», – говорил Андрей Николаевич Туполев, отвечая на критику своего очередного проекта. Совсем скоро его новому детищу – самолету Ту-104 – суждено будет открыть эру успешной регулярной эксплуатации реактивной пассажирской авиационной техники.

Несмотря на то, что внедрение реактивных самолетов в оборот гражданских воздушных судов повлекло бы немало организационных трудностей, например, изменение системы управления воздушным движением, топливного обеспечения и др., Андрею Николаевичу удалось защитить свою смелую идею на правительственном уровне. В 1954 году проект реактивного пассажирского лайнера Ту-104 был утвержден.

Самолет решили создать на базе уже апробированного испытаниями и эксплуатацией реактивного бомбардировщика Ту-16. Использовались его крылья, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Это ускоряло работу, облегчало обучение летчиков и освоение машины промышленностью. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа, прочность которого проверялась в специально построенном в ЦАГИ гидробассейне действием избыточного внутреннего давления и внешних нагрузок, многократно имитировавших типовой полет. Кроме того, сотни испытаний образцов конструкции и узлов корпуса самолета позволили найти необходимые решения для обеспечения требуемой надежности авиалайнера, безопасности полета и заданного ресурса.

Первый полет опытного Ту-104 состоялся 17 июня 1955 года, а уже 15 сентября 1956 года рейсом Москва – Иркутск было положено начало регулярному воздушному сообщению на реактивных самолетах. С выходом этой машины на трассы «Аэрофлота» возникла необходимость радикальной перестройки наземных служб гражданской авиации. Пришлось строить удлиненные взлетно-посадочные полосы с более прочным покрытием, здания аэровокзалов, создавать новые средства наблюдения, связи, управления воздушным движением и др. Зато опыт совместной работы ОКБ Туполева и «Аэрофлота» по внедрению Ту-104 впоследствии был успешно использован при создании авиалайнеров Ту-114, Ту-124, Ту-134.

Всего за 20 лет эксплуатации первые реактивные самолеты перевезли более 100 миллионов пассажиров. Этот летательный аппарат заслуженно вошел в историю авиации как лайнер-пионер, положивший начало развитию скоростной реактивной пассажирской авиатехники.

Источники: Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., «Сов. Россия», 1973.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Пресс-служба ЦАГИ