Самолетостроение

ЦАГИ – полёТу: самолет для рекордов дальности – АНТ-25

Создать самолет, который полетит дальше любого другого, – такая задача стояла в 1930-е годы перед учеными Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Тогда была создана машина-рекордсмен, ставшая символом авиационной мощи молодой страны Советов. АНТ-25 РД обладал очень высоким для своего времени аэродинамическим и весовым совершенством планера и силовой установки.

Что же позволило этому самолету поставить несколько рекордов дальности? Прежде всего, конструкторы из отдела АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство) ЦАГИ придали его крылу очень большое удлинение – в новом аппарате оно равнялось 13,5. Таких параметров до этого не имел ни один летательный аппарат. Другая принципиальная особенность – вдоль всего крыла органично расположены гигантские семиметровые бензиновые баки. Это не только значительно снизило вес машины, но и придало конструкции прочность. Дело в том, что крыло тяжело нагруженного летательного аппарата испытывает в полете большое напряжение от поддерживающих его аэродинамических сил, направленных снизу вверх. Сила тяжести от горючего, направленная вниз, наоборот, разгружает. Другими новшествами самолета стали убирающиеся в полете шасси, гладкая обшивка фюзеляжа и др.

На основании первых полетов и последующих исследований был произведен ряд доработок новой машины. Крыло поверх гофры покрыли перкалем (полотном) – это снизило сопротивление. Кроме того, отлакировали носки крыла и отполировали лопасти винта, загладили все выступающие из конструкции детали. Самолет оснастили новым двигателем с редуктором, который расходовал меньше топлива. В итоге удалось получить необходимые летные характеристики.

Летопись рекордов АНТ-25 началась еще на этапе испытаний. В июне 1934 года, через год после того, как он поднялся в воздух, самолет отправился в испытательный полет на дальность. Экипаж в составе М.М. Громова, А.И. Филина, И.Т. Спирина пролетел 12 411 км, проведя в воздухе 75 часов. Так был установлен абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту, продержавшийся много лет.

Следующей вехой в истории АНТ-25 стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток над заполярными районами. Его осуществили летчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков в июле 1936 года. За 56 часов 20 минут машина преодолела 9 374 км и совершила посадку на о. Удд (ныне о. Чкалов).

В третий раз советские летчики на АНТ-25 восхитили мир, совершив в июне 1937 года перелет Москва – Северный полюс – Портленд (США). Несмотря на то, что на большей части маршрута стояла плохая погода, экипаж, состоящий из В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова, успешно преодолел маршрут длиной 9 130 км.

Однако самым знаковым в истории самолета-рекордсмена стал перелет М.М. Громова, А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина, состоявшийся в том же году. 12 июля они стартовали с подмосковного аэродрома, взяли курс на Северный полюс, а приземлились в городе Сан-Джасинто, на границе США и Мексики. Так как погода на трассе была более благоприятной, экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 км (по прямой 10 148 км) и даже не израсходовал весь запас топлива. Это стало абсолютным мировым рекордом дальности полета по прямой.

Совместные усилия опытных авиаконструкторов и мужественных летчиков увенчались победой авиации Советского Союза. По свидетельству очевидцев, мировая пресса после известия об удачном перелете воздала должное и летчикам, и самолету, и его конструктору А.Н. Туполеву.

Источник: Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., «Сов. Россия», 1973.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Пресс-служба ЦАГИ