В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". РФ создает истребитель С-54 под новую тактику воздушного боя

СМИ стало известно о том, что Россия может разморозить проект сверхлегкого истребителя С-54. Телерадиокомпания «Звезда» в своей публикации сообщает о новой российской тактике воздушного боя и рассказывает, зачем наша страна создает этот новейший «мобилизационный» самолет с дважды складывающимися крыльями.

К концу двадцатого века техническая сложность боевых самолетов достигла своего апогея. Это коснулось, помимо прочего, и наземной инфраструктуры. Использовать истребители вне точек базирования до этого практически не представлялось возможным, и это означало, что в случае уничтожения нескольких аэродромов они приняли бы облик бесполезных кусков металла.

Помимо этого большие машины было затруднительно транспортировать по земле, а их массовое производство проблематично разворачивалось в кратчайшие сроки.

Решить эту проблему старались все без исключения конструкторские бюро. Сюда можно отнести и создание самолетов вертикального взлета и посадки, истребителей, которые способны взлетать с грунта, а также уменьшение размеров машин. Конструкторское бюро Павла Сухого пошло по третьему пути, в результате чего проектировщиками был создан проект легкого истребителя с внутренним шифром С-54. Во многом этот самолет был ответом на программу истребителя F-16 в Соединенных Штатах Америки, а также на разработку в ОКБ имени А. Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.44. Но не только.

Как показал опыт, на современных авианосных кораблях помещается значительно больше таких машин, чем тяжелых истребителей. Более того, легкий истребитель благодаря своей низкой стоимости пользуется высоким спросом у зарубежных покупателей, что отлично заметно на примере российского учебно-боевого самолета Як-130.

Семейству самолетов С-54 конструкторы отвели несколько ролей: легкий истребитель как наземного базирования, так и предназначенный для флота, самолет переобучения летчиков на новые типы истребителей и посадку на палубу, плюс экспортный вариант.

Всего создавалось три подобных самолета: С-54 – легкий многофункциональный истребитель, С-55 – двухместный учебный самолет и С-56 – корабельный учебно-боевой истребитель.

Планируя создать маленький, простой и эффективный истребитель, в конструкторском бюро Сухого проектировщики параллельно решали задачу скрытого базирования. В рамках проекта С-54 конструкторы попытались создать самолет, который можно было бы перевозить в малогабаритных контейнерах и который был бы способен взлетать с минимальной подготовкой.

Но все же самым очевидным применением этого новейшего самолета является его размещение на авианосцах. К слову, эта возможность предполагалась с самого начала его разработки. Габариты машины во фронтальной проекции меньше 3х3 метра, а это означает, что на авианосцах можно будет разместить в два-три раза больше таких самолетов без серьезной переделки самого авианосного корабля.

Уменьшить размеры планировалось за счет дважды складывающих крыльев, а также благодаря специальному шасси, позволявшему самолету «приседать» во время стоянки. При этом в полуубранном положении истребитель должен как бы «садиться на шпагат», что, в свою очередь, уменьшает его высоту до трех метров. В качестве силовой установки планировалось использовать двигатель Р-195ФС, а затем перейти на АЛ-31Ф. Во втором случае истребитель должен был быть способен выходить на сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме.

Что касается малозаметности, то на С-54 не предусматривалось такое широкое применение стелс-технологий, как на F-22 и F-35. Несмотря на это, работы над малозаметностью все же велись. Так, снизить радиолокационную заметность планировалось за счет меньшего числа выступающих деталей, а также при помощи радиопоглощающих материалов. Помимо этого, самолет должен был иметь кабину из стекла с использованием индикаторов размером 14–15 дюймов, а также бортовой комплекс, оснащенный мощным компьютером.

Финансовые проблемы, которые постигли нашу страну в 90-е годы, заставили конструкторское бюро временно заморозить проект. Для своего времени это начинание было перспективно и актуально. К слову, таковым этот уникальный проект остается и сегодня, причем в условиях развития беспилотных технологий машина подобного класса могла бы служить базой для создания беспилотного истребителя. Помимо этого, развитие авианосной тематики за последние годы заставила конструкторов вернуться к идее легкого и компактного истребителя.

О перспективности однодвигательных истребителей сообщает и то, что подобный самолет в данный момент создает Китай, а Индия планирует начать сборку 100 легких истребителей, используя иностранную лицензию, выбирая между американским F-16, шведским "Gripen" и российским МиГ-35.

При этом Российская Федерация участвует в этом конкурсе с МиГ-35 (который скорее относится к среднему классу), так как в данный момент в нашей стране не существует производства однодвигательных истребителей.

Помимо этого, в ходе презентации МиГ-35, которая состоялась в январе этого года, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что РСК «МиГ» будет заниматься созданием легкого истребителя пятого поколения. По некоторым данным, распространенным в средствах массовой информации, этот самолет будет иметь один двигатель. Не исключается, что при создании машины будут использованы наработки по С-54.

События в Югославии, Ливии и Сирии продемонстрировали, что в войне в современном мире победу одерживает сторона, способная в самые кратчайшие сроки нарастить боевую мощь своих Военно-воздушных сил. В частности, к этому относится быстрое налаживание производства, что весьма проблематично сделать в случае с тяжелыми истребителями.

Все это означает лишь одно: Россия наряду с тяжелыми самолетами должна иметь в своем арсенале также и легкие, так называемые «мобилизационные» самолеты, производство которых несложно запустить в кризисный период. Возможно, в скором времени Российская Федерация действительно разморозит старый проект и создаст новейший истребитель С-54 с дважды складывающимися крыльями, спроектированный под новую тактику воздушного боя.

По материалам телерадиокомпании «Звезда»

Поделиться
с друзьям