Вертолетостроение

В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". Вертолётный форум

В пятницу, 25 ноября, в Международном выставочном центре "Крокус Экспо" состоялся IX Вертолётный Форум "Качество - основа безопасности полётов и экономии".

В настоящее время во всем мире главной оценкой деятельности авиационной отрасли принята оценка уровня безопасности полётов. И это правильно, на достижение данной цели направлены усилия всех специалистов индустрии. Вертолётная индустрия не может быть исключением.

Безопасность полётов - многогранная проблема. А качество, как процесс и как результат, является одной из ключевых составляющих работы по повышению уровня безопасности полётов. Система управления качеством в вертолётной индустрии является ключевым звеном не только в повышении уровня безопасности полётов, но и безопасности бизнеса в целом.

Это в равной степени относится как к авиакомпании, эксплуатирующей вертолёты, так и к заводам, изготавливающим вертолёты и компоненты. Неотъемлемое звено в этой общей цепочке качества - компании, обеспечивающие поставки в вертолётной индустрии, поскольку сохранность компонентов в процессе транспортировки и хранения или обеспечивает или подрывает качество.

Системный подход - основной в системе управления качества, поскольку обеспечение качества требуется на всех технологических этапах. А самый простой и трудноизмеримый элемент в этой системе - это люди, специалисты. При этом труд каждого человека на своём месте, в конечном итоге, определяет качество труда всего коллектива.

Одним из самых сложных вопросов - критерии качества. Как обеспечить такие методы оценки работы всех звеньев вертолётной индустрии, которые позволят оценить работу авиационного завода и авиакомпании? Ведь именно наличие сравнимых критериев оценки качества позволит выработать механизмы и методы работы, позволяющие своевременно и эффективно вносить коррективы в работу всех звеньев вертолётной индустрии. Такой подход позволит не только поднять безопасность полётов на новый уровень, но и поднять уровень безопасности и устойчивости вертолётного бизнеса в целом.

На Форуме Вертолётной индустрии были рассмотрены все аспекты обеспечения качества. На нём присутствовали все, кому небезразлична судьба вертолётной авиации.

На пленарном заседании с приветствием к собравшимся обратился Михаил Казачков, председатель Правления "Ассоциации вертолётной индустрии" (АВИ).

С докладом "Система оценки результативности СМК и процессов в холдинге "Вертолёты России" с использованием показателей и критериев качества на этапах разработки и производства вертолётной техники.

Проблемные вопросы повышения результативности" выступил Андрей Шибитов , заместитель генерального директора холдинга "Вертолёты России" по производству и инновациям.

С большим вниманием участники Форума выслушали доклады: "Обеспечение качества авиационных компонентов при аренде, поставке и организации ремонта" - Олега Болдина, технического директора ЗАО "Авиасистемы"; "Актуальность и вопросы внедрения СМК в авиакомпании на базе стандартов серии ISO 9000 и с учётом федеральных авиационных правил" - Николая Кузнецова, заместителя директора по качеству АО "Авиакомпания "АНГАРА"; "Основные принципы и особенности создания и функционирования систем менеджмента качества в авиакомпаниях" - Олега Худоленко, заместителя генерального директора по научно-техническому прогрессу и качеству ОАО НПК "ПАНХ", руководителя Технического комитета "АВИ"; "Риск - ориентированное мышление (MC ISO 9001:2015), как основа обеспечения качества безопасности полётов" - Натальи Шушуриной, директора подразделения по гражданской авиации "Ассоциации по сертификации" "Русский Регистр". Вопросов к докладчикам было задано много.

На заседании секций, в ходе дискуссий были рассмотрены: "Вопросы качества в технической эксплуатации вертолётов и экономики", а также "Вопросы качества в лётной эксплуатации и СУБП".

На Форуме были разыграны три Сертификата на стенд, среди 11 экспонентов будущей 10-й Международной выставки вертолётной индустрии "HELIRUSSIA-2017". Один из Сертификатов получило ЗАО "Бета Ир" из Таганрога.

После проведения Форума состоялось закрытое собрание членов "Ассоциации Вертолётной Индустрии".

Не могу не отметить, что на смотровой площадке перед павильоном 1, в котором проходил Форум, был представлен сертифицированный для гражданской авиации вертолёт "Ансат", ставший первой новейшей российской машиной, переданной коммерческому эксплуатанту. Интерес он вызвал большой.

Фото автора и Евгения Золотарёва