История отечественной авиации

История отечественной авиации

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2017г. На крыльях дружбы и мастерства (2,4Мб)

Геннадий Кузнецов

(Из истории проведения зарубежных дружественных визитов с участием лётчиков 234-го ГИАП. 1967-1992 гг.)

50 лет тому назад лётчики 234-го Гвардейского истребительного авиационного полка осуществили первый в истории советских ВВС зарубежный дружественный визит – группа истребителей МиГ-21ФЛ побывала в Швеции. Этим было положено начало целой серии визитов в различные страны – Францию, ГДР, Финляндию, Польшу, Великобританию.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2017г. ДКЛ – мини-лайнер З.И.Ицковича из Казани (1Мб)

Сергей Комиссаров

В 1937 г. конструкторское бюро, созданное при Казанском авиационном институте, выпустило на испытания двухмоторный пассажирский самолёт на 6 мест. Его название ДКЛ означает «двухмоторный, краевой, линейный». Самолёт не строился серийно, но интересен как кусочек нашей авиационной истории.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. МиГ-29 – крылатая гордость России (1Мб)

Валерий Новиков

40 лет назад, 6 октября 1977 г был впервые поднят в воздух истребитель МиГ-29. ставший выдающимся достижением советской авиационной промышленности. Пройдя большой путь развития, он и по сей день остаётся в строю, а созданный на его основе истребитель МиГ-35 вселяет надежду на достойное продолжение «карьеры» этого самолёта.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Самолёту-солдату 70 лет (1,2Мб)

Евгений Арсеньев

Знаменитый истребитель МиГ-15 не нуждается в представлении. Статья повествует о богатой и славной истории этого самолёта, совершившего первый полёт в декабре 1947 года.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Первенцы марки «АЛ» (1,7Мб)

Осенью 1947 года коллектив ОКБ А.Люльки успешно завершил разработку двигателя ТР-2. Его тяга в 2500 кгс вдвое превысила тягу первого отечественного ТРД типа ТР-1, также созданного «люльковцами». Решения, заложенные в ТР-2, получили своё развитее в двигателе ТР-3, который стал одним из самых перспективных проектов ОКБ А.Люльки в те годы.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Необычный У-2 с винтом-глушителем (0,7Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939 году в СССР на самолёте У-2 было опробовано изобретение инженера Козякова – воздушный винт с полыми металлическими лопастями, который выполнял роль глушителя и пламегасителя. 

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Ан-12 – экспонат Музея Победы (к 60-летию первого полёта Ан-12) (1Мб)

Сергей Комиссаров

В декабре текущего года исполнится 60 лет со дня первого полёта всемирно известного транспортного самолёта Ан-12. С недавних пор экземпляр этого самолёта является экспонатом авиационной части Музея Победы на Поклонной горе в Москве. Его появление в Музее стало итогом большой работы, проведённой сотрудниками музея в сотрудничестве с Министерством обороны РФ и рядом других организаций.

КР 8 (август) 2017г. Первые сверхзвуковые (0,8Мб)

В марте 1953 г. в ОКБ А.М.Люльки был создан уникальный двигатель АЛ-7, давший начало целому семейству очень удачных реактивных двигателей, которые в дальнейшем ставились на целый ряд типов сверхзвуковых самолётов. В статье прослеживается история создания и испытаний двигателей АЛ-7, АЛ-7Ф и их модификаций.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. К полувековому юбилею истребителя МиГ-23 (1,2Мб)

В.В. Новиков, Ю.Ф. Полушкин, А.Н.Медведь

Самолёт МиГ-23, появившийся в период расцвета творческого потенциала ОКБ им. А.И.Микояна, является технической гордостью всего коллектива разработчиков. Статья посвящена его непростой, но богатой и славной истории.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу «Адский косильщик» (0,7Мб)

Станислав Смирнов

Вслед за некоторыми странами Запада в СССР в 1969 г. занялись изучением вопроса, нельзя ли использовать в качестве средства поражения ударную волну, создаваемую самолётом при сверхзвуковом полёте. В рамках этой темы ОКБ В.М.Мясищева работало над проектом штурмовика М-25, который, однако, не воплотился в металле.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. Г-11 (Гр-29) – Десантный планер Владислава Константиновича Грибовского (1,2Мб)

Константин Кузнецов

Одиннадцатиместный десантный планер Г-11 (Гр-29), созданный под руководством В.К.Грибовского, в ходе Великой Отечественной войны использовался для снабжения партизан. В 1941-1942 гг. он строился в серии на двух заводах в Чувашской АССР. В 1943 г. производство планера было возобновлено в Рязани. Там он модернизировался и с некоторым перерывом выпускался до 1948 года.

КР 5 (май) 2017г. Бестселлер третьего поколения (0,6 Мб)

Двигатель АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки, обладающий уникальными характеристиками, с 1973 года эксплуатировался в ВВС СССР, а затем России на самолётах различных типов, в т.ч. Су-17М, Су-17М2, Су-17М3Р. Су-17УМ3 и Су-17М4, а также на ряде вариантов Су-24.

КР 5 (май) 2017г. Экспериментальный самолёт САМ-6 А.С.Москалёва (0,8 Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёт САМ-6, построенный в 1934 г., послужил для испытания бесхвостой схемы и одноколёсного шасси, которые планировалось применить в истребителе САМ-7 А.С.Москалёва. В статье представлен ранее не публиковавшийся рисунок проектного варианта САМ-6.

КР 1-2 (январь-февраль) 2017г. ТР-1 – первый отечественный турбореактивный двигатель (0,7Мб)

К 70-летию создания первого отечественного турбореактивного двигателя

27 февраля 1947 г. успешно прошёл государственные испытания ТР-1 – первый отечественный турбореактивный двигатель, разработанный под руководством А.М.Люльки. Статья повествует об истории создания этого двигателя.

КР 1-2 (январь-февраль) 2017г. Як-14 десантный планер ОКБ А.С.Яковлева (0,7Мб)

В.Н.Максимов, А.И.Шуршалов

В 1948 г. в ОКБ А.С.Яковлева был создан десантный планер Як-14 для перевозки боевой техники массой до 3,5 т. Аппарат строился серийно. В 1949-1952 гг. на чкаловском и ростовском заводах было построено 417 планеров.

КР 1-2 (январь-февраль) 2017г. Реактивный УТБ А.С.Яковлева –  «Ил-28У в миниатюре» (0,8Мб)

Сергей Комиссаров

В конце 1950 г. в ОКБ А.С.Яковлева был разработан эскизный проект реактивного учебно-тренировочного бомбардировщика с двумя двигателями РД-500. Проект не был принят к реализации – для ВВС оказалось достаточным наличие учебного варианта бомбардировщика Ил-28.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2016г. Як-46 – младший брат «сорок второго» (о проекте 1982 года) (0,8Мб)

Сергей Комиссаров

Речь идёт о проекте 78-местного самолёта для местных линий, который предполагалось создать на базе хорошо известного ближне- и среднемагистрального самолёта Як-42, уменьшив его геометрические размеры и сократив число двигателей Д-36 до двух.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2016г. Над советской границей – трофеи. Авиация погранвойск и сын генералиссимуса (1Мб)

Анатолий Кулеба

В авиации погранвойск СССР нашли применение лёгкие транспортные самолёты Зибель Si 204, попавшие к нам в качестве трофеев по окончании войны. 

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2016г. Вариации на тему САМ-16 (предвоенные проекты А.С.Москалёва) (0,7Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939-1940 гг. А.С.Москалёв занялся проектированием лёгких гидросамолётов. Одной из разработок той поры был САМ-16 с двумя двигателями МВ-6 – морской ближний разведчик необычной двухбалочной схемы.

КР 7-8 (июль-август) 2016г. «Однофамильцы» МДР-5 (о самолёте ЦКБ МС-4 Г.М. Бериева) (0,9 Мб)

Сергей Комиссаров

Интересный штрих в предвоенную историю КБ Г.М.Бериева вносит практически неизвестный доселе проект морского дальнего разведчика ЦКБ МС-4. Присвоенное ему военное наименование МДР-5 было затем использовано для другого самолёта того же КБ с шифром ЦКБ МС-6, построенного в двух опытных экземплярах.

КР 7-8 (июль-август) 2016г. Авиастроение в Таганроге. Первые 100 лет (1,7 Мб)

Юрий Грудинин

Генеральный директор-генеральный конструктор ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» Юрий Владимирович Грудинин освещает основные вехи пути этого предприятия за 100 лет со времени постройки завода В.А.Лебедева в Таганроге в 1916 г. Сегодня перед новым руководством ТАНТК стоят задачи по серийному производству Бе-200 для Минобороны и МЧС России, а также наращиванию темпов ремонта и модернизации самолётов российской дальней и морской авиации.

КР 6 (июнь) 2016г. БОК-4 – что за птица? (0,8 Мб)

Сергей Комиссаров

(О работах Б.И.Черановского в Бюро особых конструкций)

Конструктор Б.И.Черановский хорошо известен своими «параболами» тридцатых годов, однако остаётся в тени тот факт, что некоторые из них создавались при участии БОК (Бюро особых конструкций), где Черановский одно время работал.

КР 5 (май) 2016г. Самолёт «104» – но не «Ту»… (0,9 Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939-1940 годах авиаконструктор А.М. Изаксон, работая на положении заключённого в ЦКБ-29 НКВД, подготовил проект тяжёлого двухмоторного истребителя «104», который включал в себя ряд интересных и нестандартных технических решений. 

КР 3-4 (марь-апрель) 2016г. Таран – оружие перехватчика (0,5 Кб)

Сергей Комиссаров

(проект истребителя В.Н.Успенского)

В 1948 г. сотрудник ЛИИ им. М.М.Громова инженер В.Н.Успенский разработал оригинальный проект реактивного истребителя перехватчика, лишённого пушечного вооружения. Вместо пушек Успенский предлагал сделать оружием истребителя таран, который, по его мысли, обеспечивал гарантированное уничтожение цели.

КР 1-2 (январь-февраль) 2016г. А.П.Голубков и его проекты развития гидросамолёта МТБ-2 (1,12 Мб)

Сергей Комиссаров

Известный четырёхмоторный гидросамолёт МТБ-2 (АНТ-44) так и не пошёл в серию, однако в 1938-1939 гг. под руководством А.П. Голубкова разрабатывались интересные проекты дальнейшего развития этого самолёта.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2015г. Вооружение самолётов С.А.Лавочкина (1 Мб)

Александр Медведь

В этом обзоре рассматриваются варианты вооружения поршневых истребителей Лавочкина – ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7Б Ла-9, Ла-11, и реактивных истребителей – включая серийный Ла-15 и целый ряд опытных машин, начиная от «150» (Ла-150) и кончая Ла-250.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2015г. Честь и достоинство во имя Отечества (0,8 Мб)

Владимир Толстиков

Статья посвящена теме возрождения в России кадетского образования как важного элемента воспитания российского офицерства. Как успехи, так и проблемы в этой области прослеживаются на примере деятельности кадетской школы №1783 «Московский кадетский корпус Героев Космоса», открытой в 2008 году.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2015г. Вооружение самолётов В.М. Петлякова (1,4 Мб)

Александр Медведь

В статье рассказывается о вооружении пикирующего бомбардировщика Пе-2 и дальнего бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8) в их многочисленных вариантах. 

КР 7-8 (июль-август) 2015г. Як-42 как «грузовик» (проектные варианты) (1,3 Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёт Як-42 заслужил хорошую репутацию как пассажирский авиалайнер. Предполагалось его использование и в грузовых перевозках, а также в качестве десантного и санитарного. О соответствующих проектных вариантах рассказывается в данной статье. 

КР 7-8 (июль-август) 2015г. Вооружение самолётов В.Г. Ермолаева (1 Мб)

Александр Медведь

Бомбардировщик ДБ-240. созданный под руководством В.Г.Ермолаева на базе пассажирского самолёта «Сталь-7» конструктора Р.Л.Бартини и получивший затем обозначение Ер-2, нашёл применение на фронтах Великой Отечественной войны и строился серийно в нескольких вариантах. Автор прослеживает их различия по стрелковому и бомбардировочному вооружению. 

КР 6 (июнь) 2015г. Вооружение самолётов Н.Н. Поликарпова (3,2Мб)

Александр Медведь

Автор рассказывает о пулемётно-пушечном и бомбардировочном вооружении самолётов Н.Н.Поликарпова – разведчиков Р-1 и Р-5, истребителей И-5, И-153, И-16, И-180, И-185, самолётов ВИТ-2, СПБ, ТИС.

КР 6 (июнь) 2015г. УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49) (3,2Мб)

Сергей Комиссаров

В 1935 году на заводе №23 под руководством Н.Г.Михельсона разрабатывался интересный проект учебно-тренировочного истребителя, получившего по марке мотора наименование УТИ-М49. Необычность задания заключалась в том, что самолёт предназначался в особенности для отработки перевёрнутого пилотажа. К сожалению, проект остался нереализованным.

КР 3 (март) 2015г. Ил-28У - учебная парта реактивной авиации (3,2Мб)

(65 лет назад совершил первый полёт учебно-тренировочный самолёт Ил-28У)

Реактивный бомбардировщик Ил-28, созданный в 1948 году, знаменовал собой рывок вперёд в развитии нашей бомбардировочной авиации. Но этот рывок был бы невозможен без учебно-тренировочного Ил-28У, на котором прошли обучение многие тысячи лётчиков советских ВВС.

КР 1-2 (январь-февраль) 2015г. Высотный биплан Авиавнито (3,4Мб)

Сергей Комиссаров

В 1934-1935 гг. группой конструкторов по заданию общества Авиавнито разрабатывался проект самолёта-биплана СБ-1 (Р-В), предназначенного для установления мирового рекорда высоты, а также для исследовательских и иных целей. К сожалению, до постройки этого оригинального самолёта дело так и не дошло.

КР 1-2 (январь-февраль) 2015г. Сикстинская мадонна с Героями (Встречи на Эльбе) (3,8Мб)

Владимир Чикильдик

Сикстинская мадонна с Героями (Встречи на Эльбе)

Автор – лётчик, служивший в 105 авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков на территории ГДР, вспоминает о состоявшемся в сентябре 1989 г. визите в эту дивизию группы советских ветеранов войны. В её составе были четыре Героя Советского Союза, в том числе такие известные лётчики, как М.П.Девятаев и И.И.Бабак – люди с драматическими судьбами. 

КР 12 (декабрь) 2014г. Крылья чекиста (3,22Мб)

Анатолий Кулеба

Совершенствование технической оснащенности авиационных подразделений войск и органов обеспечения государственной безопасности СССР (1923-1945 гг.)

На протяжении указанного периода авиация являлась важным элементом обеспечения государственной безопасности СССР, что в особенности применимо к пограничным войскам, а также к ситуациям типа борьбы с басмачеством. В статье прослеживается развитие организационной структуры и обеспечение соответствующих подразделений различными типами авиационной техники.

КР 12 (декабрь) 2014г. Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года) (840Кб)

Сергей Комиссаров

В 1930-х гг. Бюро особых конструкций (БОК) во главе с В.А.Чижевским вело работы над высотными самолётами с гермокабинами, первым из которых был БОК-1. Чижевский предлагал также установить гермокабину на лёгкий разведчик ЛР конструкции С.А. Кочеригина.

КР 11 (ноябрь) 2014г. И всё-таки память жива… (1Мб)

Павел Панкратьев

И всё-таки память жива… (100-летию образования Дальней авиации России посвящается)

Продолжая тему своей статьи «Забытые герои Великой войны» («Крылья Родины» №7 за 2014 г.), председатель Совета ветеранов Дальней авиации М.М.Опарин представляет читателю материал, подготовленный военным историком П.Н.Панкратьевым, который содержит интересные сведения о действиях Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», о лётчиках-героях и их подвигах, об их судьбах.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2014г.Лёгкий разведчик А.С.Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.) (700Кб)

Сергей Комиссаров

Этот самолёт с двигателем МВ-12 был прекращён разработкой на стадии эскизного проекта, сведения о котором приводятся в статье на основе архивных документов.

КР 7 (июль) 2014г.Деревянные крылья советских десантников (1,92Мб)

Константин Кузнецов

Транспортный планер Цыбин Ц-25

Десантный планер Ц-25 был построен в конце 1944 г. и серийно выпускался в 1947-1949 гг. В 1950 г. две аэросцепки планеров Ц-25 и самолётов-буксировщиков Ил-12 осуществили трудную и опасную экспедицию в район Северного полюса.

КР 7 (июль) 2014г.Истребители-буксиры под крылом планера (проект В.С. Вахмистрова) (900Кб)

Сергей Комиссаров

В 1944 г. конструктор В.С.Вахмистров предложил использовать для буксировки тяжёлых грузовых планеров истребители, подвешиваемые под их крылом. Проект основывался на опыте создания его автором целой серии составных самолётов «Звено» в 1930-е годы.

КР 7 (июль) 2014г.Забытые герои великой войны (1,6Мб)

Михаил Опарин

(100-летию образования Дальней авиации России посвящается)

Заслуженный военный лётчик, бывший командующий Дальней авиацией М.М.Опарин рассказывает о мало известных нынешнему поколению эпизодах периода Первой мировой войны – героических деяниях лётчиков Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» и о поездке в Белоруссию на место гибели одного из экипажей этой эскадры.

КР 6 (июнь) 2014г. Первый в мире таран на сверхзвуковой скорости (0,98Мб)

Советскому лётчику Юрию Новикову, ныне генерал-майору авиации в отставке, довелось в сентябре 1967 г. вылететь на истребителе МиГ-21 на перехват американского разведывательного воздушного шара, появившегося над территорией ГДР на высоте 25 км. Ему удалось уничтожить этот шар, «чиркнув» крылом по его верхней обшивке после выхода самолёта МиГ-21 на динамический потолок на сверхзвуковой скорости.

КР 5 (май) 2014г. Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.) (685Кб)

Сергей Комиссаров

Группа инженеров воронежского авиазавода предложила в 1940 г. инициативный проект истребителя и рекордного самолёта, способного трансформироваться из биплана в моноплан после взлёта и вновь превращаться в биплан перед посадкой.

КР 3-4 (март-апрель) 2014г. УМПО: Приближая победу (2,5Мб)

Екатерина Кондратьева

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) является ныне головным предприятием дивизиона Объединённой двигательной корпорации, в который входят ведущие разработчики и производители двигателей для истребителей «МиГ» и «Су». О почти 90-летней истории УМПО рассказывает эта статья.

КР 3-4 (март-апрель) 2014г. «Железный» истребитель Мельникова (2,4Мб)

Сергей Комиссаров

В 1940 г. инженер одного из авиазаводов А. Мельников предложил НКАП и ВВС свой проект истребителя, в котором главным конструкционным материалом являлась сталь.

КР 1-2 (январь-февраль) 2014г. 80 лет назад (2,47Мб)

Юрий Засыпкин

15 января 1934 г. произошло важнейшее событие в жизни конструкторского коллектива А.С.Яковлева. Его «группа лёгкой авиации», или «КБ Осоавиахима», перешло из ведения общественной организации Осоавиахим в государственную промышленность. В итоге появился Завод № 115 – название, под которым долгие годы работало ОКБ А.С.Яковлева.

КР 1-2 (январь-февраль) 2014г.Проект истребителя Н.М.Рабиновича. 1939 г. (2,73Мб)

Сергей Комиссаров

Накануне Великой Отечественной войны появилось немало проектов создания новых боевых самолётов, которые в инициативном порядке разрабатывались инженерами серийных заводов. Об одном таком проекте идёт речь в данной статье.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2013г. Ту-4 предлагали «сдвоить»... (2,16Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёты А.Н.Туполева: Неизвестные проекты

В 1950 г. два сотрудника ГК НИИ ВВС выступили с предложением, направленным на создание в короткий срок дальнего бомбардировщика весом в 120-130 тонн. Для этого они предлагали состыковать концами центроплана два самолёта Ту-4, у которых снималась соответственно правая и левая отъёмная консоль крыла. Идея не нашла одобрения, хотя в принципе концепция двухфюзеляжных самолётов вполне жизненна.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2013г. Краткий обзор работ 50-х годов прошлого века в области создания самолётов с ядерными силовыми установками (2,61Мб)

Владимир Ригмант

В 1950-х годах в СССР и США активно прорабатывалась возможность создания самолётов с ядерными силовыми установками. Их применение было призвано обеспечить стратегическим бомбардировщикам и противолодочным самолётам океанской зоны практически неограниченную дальность полёта. Работы продвинулись довольно далеко, однако были свернуты ввиду осознания неприемлемого риска радиоактивного заражения.

КР 1-2 (январь-февраль) 2013г. Первые шаги гражданской авиации России – от замыслов до реализации (1,87 Мб)

Анатолий Дёмин

В статье освещаются события периода 1910-1923 гг., связанные с зарождением отечественной гражданской авиации, включая ряд интересных и ныне практически забытых нереализованных проектов.

КР 10-11 (октябрь-ноябрь) 2012г. Под крылом – ГУЛАГ (1,78 Мб)

Анатолий Кулеба

В статье обстоятельно освещается необычная страница истории авиации, а именно, деятельность авиационных подразделений, созданных в пенитенциарной системе СССР, которая на протяжении долгих лет находилась в ведении ОГПУ (НКВД-МВД). Автор рассказывает о производственной деятельности этих подразделений и о судьбах лётчиков, на чью долю выпало работать в этой системе.

КР 8 (август) 2012г. В «холодной» войне сражалась авиация (1,31 Мб)

Александр Бабакин

(Как был сбит в 1983 г. над Сахалином Боинг-707 южно корейских авиалиний)

Автор анализирует события, связанные с нашумевшим на весь мир инцидентом 1983 г., когда самолёт Боинг 707 Корейских авиалинии (КАЛ) вторгся в советское воздушное пространство и в итоге был сбит. В статье убедительно показано, что происшедшее было преднамеренной провокацией разведслужб США, преследовавшей как разведывательные, так и пропагандистские цели.

КР 7 (июль) 2012г. Путь в небо. Авиация в скульптуре (1,66 Мб)

Ольга Ожгибесова

«Небесная» тема в разных её проявлениях присутствует в творчестве народного художника России Салавата Александровича Щербакова. Им созданы памятники и скульптурные композиции, посвящённые выдающимся деятелям отечественной авиации и космонавтики – в том числе памятники известной лётчице Валентине Гризодубовой, конструктору космических кораблей С.П.Королёву.

КР 7 (июгь) 2012г. Летчики-пилотажники 234-го ГИАП на воздушном параде 1967 года в Домодедово (2,42 Мб)

Геннадий Кузнецов

Воздушный парад в Домодедово, состоявшийся 9 июня 1967 года, стал одним из наиболее ярких и запоминающихся событий в истории советской авиации. Это не в последнюю очередь заслуга лётчиков-пилотажников 234-го ГИАП. Ветераны полка рассказывают о том, как готовился и проходил этот парад.

КР 6-7 (июнь-июль) 2012г. Золотая страница в истории отечественной авиации (3,22 Мб)

Владимир Ригмант

(К семидесятипятилетию перелётов экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова на самолётах АНТ-25 через Северный Полюс в США)

Статья состоит из двух частей. В первой из двух статей на указанную тему автор рассказывает о состоявшемся в 1937 году перелёте экипажа в составе В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова из Москвы через Северный Плюс в США.

Завершая рассказ, начатый в предыдущем номере, автор повествует о перелёте экипажа во главе с М.М.Громовым, который состоялся через месяц после перелёта экипажа В.П.Чкалова. Громову и его товарищам удалось решить поставленную задачу – побить мировой рекорд дальности полёта, покрыв на самолёте АНТ-25 расстояние 11500 км.

КР 3-4 (март-апрель) 2012г. Ил-100 и Ил-112, оставшиеся на бумаге (1,16 Мб)

Генрих Новожилов

Бывший руководитель ОКБ им. С.В.Ильюшина рассказывает об истории разработки турбовинтовых самолётов Ил-100 и Ил-112, которые могли бы занять достойное место в отечественной авиации местных воздушных линий, но волею судеб так и не нашли своего воплощения в металле.

КР 1-2 (январь-февраль) 2012г. Факты и предположения о предпосылках гибели первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина (1,26 Мб)

Арсений Миронов

Д.т.н, профессор Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ им. М.М.Громова, излагает свою версию хода событий, приведшего к катастрофе самолёта УТИ МиГ-15 с Ю.А.Гагариным и В.С.Серёгиным на борту.

КР 1-2 (январь-февраль) 2012г. Самолеты оригинальных схем русских авиаконструкторов (1,42 Мб)

Яков Галинский

Ветеран ОКБ им. А.С.Яковлева Я.Галинский делает в своей статье обзор самолётов оригинальных схем, созданных на протяжении более чем вековой истории отечественного самолётостроения. Начиная с упоминания о самолёте «Илья Муромец» И.Сикорского, он останавливается на К-7 и других конструкциях К.А.Калинина, бесхвостках Б.И.Черановского, разработках ВА.Чижевского, ХАИ, А.С.Москалёва, В.Н.Беляева, самолётах МиГ-8 «Утка», Су-12, экспериментах по теме «Звено» Вахмистрова.

КР 12 (декабрь) 2011г. Философия на тему Ил-114 (429 Кб)

Генрих Новожилов

Создание и внедрение лайнера Ил-114 проходило на фоне драматических событий в жизни страны, что сказалось и на судьбе самолёта. Его успеху в немалой мере помешала дезорганизация отечественного авиапрома и упадок воздушного транспорта в России в 1990-х годах. Итог размышлений автора: «Не хватает только политической, государственной и иной «Воли», чтобы в нашем небе летали отечественные самолёты».

КР 7-8 (июль-август) 2011г. Д-30Ф6: уникален и надежен (634 Кб)

Виктор Осипов

Выпускаемый в Перми двигатель Д-30Ф6 известен тем, что пара двигателей этого типа составляет силовую установку уникального самолёта-перехватчика МиГ-31. Группа авиационных специалистов, представляющих авиационную часть, инженерно-авиационную службу, ремонтную службы и «Пермский моторный завод», делятся своим мнением об эксплуатации двигателей Д-30Ф6, подчёркивая большие достоинства этого продукта отечественного моторостроения.

КР 6 (июнь) 2011г. 70 лет первому воздушному удару по Берлину (957 Кб)

Генрих Новожилов

Генеральный конструктор, академик РАН Генрих Новожилов рассказывает о знаменательном эпизоде начального периода великой Отечественной войны, когда группа бомбардировщиков ДБ-3 подвергла бомбардировке столицу фашистской Германии – Берлин. Этот налёт имел огромное моральное значение – мы показали врагу, что наша авиация способна ответить ударом на удар.

КР 6 (июнь) 2011г. 30 лет первому полету женщины на СВВП (327 Кб)

30 лет назад, 4 июля 1981 года, состоялось выдающееся событие в истории мировой авиации – первый полёт женщины на самолёте вертикального взлёта и посадки (СВВП). Наша соотечественница Нонна Николаевна Орешина – первая в мире и единственная в СССР женщина и журналист, летавшая на СВВП (Як-38У). Об этом рассказывается в публикуемом отрывке из книги Нонны Орешиной «В режиме вертикального взлёта».

КР 5 (май) 2011г. Индонезийская хроника 32-го ГИАП (2,23 Мб)

Г.Г. Кузнецов, С.М. Исаев

Статья повествует о малоизвестном эпизоде из истории 32-го гвардейского истребительного авиаполка, лётчикам которого довелось в середине 1962 года провести несколько месяцев в Индонезии. В условиях, когда между Индонезией и Нидерландами назревал вооружённый конфликт по поводу судьбы территории Западный Ириан, советское правительство оказало Индонезии помощь, направив в страну наших лётчиков и других военных специалистов. Их присутствие сыграло свою роль в том, что конфликт был урегулирован в пользу Индонезии без применения оружия.

КР 3 (март) 2011г. Сорок лет первого полета самолета Ил-76 (850 Кб)

Генрих Новожилов

Военно-транспортный самолёт Ил-76 заслуженно принадлежит к числу знаменитых самолётов мира и является шедевром в своём классе авиационной техники. Г.В.Новожилов, руководивший созданием этого самолёта, рассказывает о славном пути этой великолепной машины за сорок лет её существования.

КР1-2 (январь-февраль) 2011г. Радиолокационный «глаз» оптического прицела (799 Кб)

Евгений Арсеньев

Боевая эффективность истребителя не в последнюю очередь зависит от совершенства установленной на нём прицельной аппаратуры. Автор прослеживает историю конструирования, испытаний и доводок прицелов, сопряжённых с радиодальномерами, которыми оснащались истребители МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19.

КР 12 (декабрь) 2010г. Як-42:30 лет службы в небе (754Кб) Петр Крапошин

Развитие авиации отличается стремительностью. Поколения самолётов, как и людей, сменяют друг друга, но не все они безвозвратно уходят в историю. Отечественные лайнеры несут свою добрую службу несколько десятилетий, некоторые из них застали и наши дни. Примером может послужить ближнемагистральный Як-42, созданный в стенах прославленного ОКБ А.С. Яковлева. В марте 2010 года исполнилось 35 лет со дня, когда опытный образец совершил первый полёт.

КР 11 (ноябрь) 2010г. Тридцатый  элемент (882Кб)

Евгений Арсеньев

Название «Цинк» (30-й элемент таблицы Менделеева) было присвоено автономному самолётному запросчику-ответчику, который разрабатывался в НИИ-17 в начале 1950-х гг. на смену принятому в 1050 г. на вооружение радиолокационному ответчику «Барий-М». В статье прослеживается ход разработки и испытаний системы опознавания «Цинк», которой, правда, так и не суждено было встать в строй – на вооружение была принята и применялась на МиГ-21ПФ и других отечественных перехватчиках система «Хром-Никель».

КР 10 (сентябрь) 2010г. Авиационная фалеристика. Самолеты ОКБ им.А.С. Яковлева в значках (998Кб)

Яков Галинский

Людей, коллекционирующих значки, ордена и медали, называют фалеристами, а тех, кто собирает авиационные значки - авиафалеристами. По значкам можно проследить историю создания и развития предприятий, КБ, НИИ. В статье делается обзор авиационных значков, так или иначе связанных с фирмой А.С.Яковлева. Обзор сделан авиационным инженером Я.М.Галинским по собранной им коллекции.