Эксклюзив

Эксклюзив

Борис Виноградов, генеральный директор АО «ГРПЗ». ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ БЕЗМОТОРНЫХ МАШИН

История военной авиации увлекательна и насыщена множеством самых удивительных технических открытий и героических эпизодов. Современные образцы летательных аппаратов, их боевые возможности вобрали в себя лучшие инженерные и технологические решения, а перспективы дальнейшего развития этой отрасли поражают воображение. Но когда-то наша большая авиация начиналась с громоздких машин, изготовленных преимущественно из дерева. И одна из разновидностей летательных аппаратов тяжелее воздуха – планёры – машины, в большинстве своем не имеющие двигателя. 

АО «АВИАПРОМ»: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА СЛУЖБЕ  АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

6 декабря исполнится 30 лет со дня создания Российского союза объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности (Россоюза «Авиапром», преобразованного в 1993 году в открытое акционерное общество «Авиапром», с 2019 г. – АО «Авиапром»). О целях создания и деятельности этой организации, внесшей общепризнанный вклад в консолидацию и сохранение отечественной авиапромышленности в 90-е годы прошлого века и сейчас решающей многие общеотраслевые задачи, редакция журнала попросила рассказать авторитетного в отрасли руководителя с 60-летним стажем работы, в том числе в аппарате Минавиапрома СССР, члена Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, генерального директора ОАО «Авиапром» с 2008 по 2019 год, председателя Совета директоров АО «Авиапром» Виктора Дмитриевича КУЗНЕЦОВА.

Александр Кириндас. К ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОВЕРТОЛЁТОВ В СССР

Внедрение электродвигателей и гибридных двигателей в качестве силовых установок для летательных аппаратов, включая вертолёты, стало в последнее время одной из актуальных тенденций в развитии авиационной техники. Уже созданы, в частности, в Германии, летающие образцы лёгких вертолётов мультироторной схемы, где несущие винты приводятся в движение электромоторами с питанием от аккумуляторов. На этом фоне представляют исторический интерес некоторые малоизвестные подробности работы над электровертолётами в нашей стране, которым и посвящена публикуемая ниже статья.

Е.А. Федосов, И.З. Альмяшев. ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ. ВЕХИ СОЗДАНИЯ

Сегодня в России уже начато серийное производство самолёта пятого поколения Су-57. Впереди ещё много работы по доводке и дооснащению этого авиационного комплекса. Но он уже есть. Он уже летает и является одним из сдерживающих факторов для наших «партнёров». Начинался же он, как мы помним, как Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации (ПАК ФА). От начала пути в 2001 году, когда Министерством обороны был объявлен конкурс на создание ПАК ФА, до начала серийного производства машина прошла длинный и тернистый путь. ГосНИИАС принимал и принимает активное участие во всех этапах создания ПАК ФА: от разработки аванпроекта до проведения летных испытаний.

Сергей Комиссаров. Польская страница в истории самолёта Як-12

Среди самолётов, созданных отечественными авиаконструкторами, найдётся немало таких, в чьей истории важную роль играет «зарубежный компонент». Это служба в военной и гражданской авиации других стран, лицензионная постройка и создание на этой основе оригинальных «местных» вариантов. В этом отношении особенно показательно развитие самолётов Ту-16, МиГ-19, МиГ-21, Ан-12 и Су-27 в КНР. Заметным явлением стало и лицензионное производство советских самолётов в Польше – это Ан-2, По-2, Ми-1, Ми-2, Як-12, Ан-28, а из боевых самолётов – МиГ-15 и МиГ-17. На этом фоне «польский аспект» в биографии самолёта Як-12 выглядит довольно скромно, однако он достаточно интересен.

«СУПЕРДЖЕТ 100» от «А» до «Я» –  ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

В знаменательный год десятилетия с начала эксплуатации «Суперджета 100» журнал «Крылья Родины» побывал в гостях на стендовом комплексе филиала «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации ГК Ростех). Комплекс дает прекрасную возможность увидеть высокий технологический уровень, достигнутый в целом в рамках программы. Наши собеседники – Александр Викторович Долотовский, заместитель директора по разработке филиала «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация «Иркут» и Алексей Викторович Кубасов, начальник конструкторского бюро. Мы узнаем о том, что такое модельноориентированное проектирование, для чего предназначен стенд «Электронная птица», о подготовке первого полета самолета при внесении изменения в конструкцию и о многом другом. В полет!
Мкртич Окроян, Генеральный конструктор АМНТК «Союз»:  «ДВИГАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОПЕРЕЖАТЬ  ПОТРЕБНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Двигатель не может развиваться в рамках развития летательного аппарата. Он развивается по потребностям летательного аппарата, но опережает их, должен опережать. ОАО АМНТК «Союз» (авиамоторный научно-технический комплекс «Союз») – старейшее российское предприятие в области конструирования авиационных двигателей. На самолётах с двигателями, разработанными АМНТК «Союз», было установлено свыше 100 мировых рекордов высоты полёта и скороподъёмности. Более 75% авиационных двигателей, производившихся в России и СССР, были разработаны в рамках этого предприятия. Всего было создано 18 базовых двигателей и 44 модификации газотурбинных двигателей, построено более 340 тысяч турбореактивных двигателей. В настоящее время предприятие занимается разработкой и сопровождением двигателей для самолётов, вертолетов и ракет, а также новейших газотурбинных энергетических установок.
23 ноября Клубу выпускников МАИ исполнилось 20 лет

Идея создания маёвского объединения родилась при подготовке к 70-летию МАИ, и уже через год было зарегистрировано некоммерческое партнёрство. Его главная цель — возрождение высокого статуса вуза как основного звена в обеспечении страны научными, инженерными, административными кадрами и инновациями в области гражданской и оборонной промышленности.

Наталья Лежнёва, Игорь Пивоваров, Валерий Агеев. ЕВГЕНИЙ ШИЛЬНИКОВ: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
Главное в жизни – не ошибиться с выбором любимого дела и любимого человека. Не всем так везёт, но Евгений Владимирович Шильников в этом смысле определённо удачлив. Его судьба неразрывно связана с АО «Металлургический завод «Электросталь»: здесь он обрёл профессиональное призвание и признание, здесь встретил будущую супругу и здесь без малого 35 лет начинает каждое рабочее утро. Помните, у Роберта Бёрнса: «В горах моё сердце»? Вот у Евгения Владимировича оно совершенно точно на заводе. 24 ноября генеральному директору металлургического завода «Электросталь» исполняется 60. О его жизненном пути эта статья. 
Ольга Корниенко. СТРАТЕГИЯ УСПЕХА ВИКТОРА ЧУЙКО
23 ноября 2021 года свой 90-летний юбилей отмечает Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Михайлович Чуйко. В народе справедливо говорят, что человек рождается дважды: первый раз, когда появляется на свет, второй – в труде. И в системе координат нашей жизни не менее важна та единица измерения, которую называют делами. Ибо дела человека – это и есть его жизнь. Именно они становятся его судьбой. Для Виктора Михайловича Чуйко, известного организатора отечественного двигателестроения, ученого и конструктора с мировым именем, доктора технических наук, дорога в большую жизнь – это нелегкий путь по непростым, порой тернистым ухабам судьбы.
Федор Пущин. ПОТЕРИ ДАЛЬНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ВВС РККА  НА НАРО-ФОМИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ 23 октября 1941 года
Летом 2020 года в лесу около деревни Новоселки под Наро-Фоминском специалистами Центра современной истории и поисковиками из отряда «Бумеранг ДОСААФ» было обнаружено место падения двухмоторного самолета. Сразу было видно, что моторы были извлечены из земли много лет назад, видимо, при посадке леса. Воронки от моторов заплыли и были наполнены водой, внутри лежали пиленые бревна. На поверхности остались только лонжероны со следами срезанной дюрали, фрагменты моторамы и куски обшивки. Установили, что тип самолета ДБ-3Ф (Ил-4), но верховой поиск не принес нам заветных номерков. В декабре наконец собрались еще раз.
Замглавы ОДК Ремизов: перспектива развития - строительство двигателей для беспилотников
На авиационно-космическом салоне в Жуковском МАКС-2021 Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) Ростеха представила линейку передовых разработок. В летной программе авиасалона впервые принял участие среднемагистральный лайнер МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14. О перспективах развития двигателей серии ПД, стратегии корпорации до 2030 года и беспилотной авиации в интервью журналу "Крылья Родины" рассказал заместитель генерального директора ОДК по стратегии Михаил Ремизов.
Портфель заказов "Рособоронэкспорта" за 4 года руководства Александра Михеева вырос на 7 млрд долларов

Талант – это не только прирожденная способность человека

к той или другой деятельности, это прежде всего труд,

труд и ещё раз труд, умноженный на терпение.

Александр Яковлев, выдающийся советский авиаконструктор

Генеральный директор компании "Рособоронэкспорт" Александр Александрович Михеев 18 ноября встречает свой 60-летний юбилей. Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" сделал обзор достижений "Рособоронэкспорта" за время руководства Александра Михеева.

Игорь Киселёв. Лунное такси для космонавтов - к столетнему юбилею создателя отечественных луноходов А.Л.Кемурджиана
У Стругацких в «Стране багровых туч» для перемещения по Венере используется вездеход на гусеницах. В реальности, появившиеся несколько позже планетоходы оказались колесными. Одним из их создателей был главный конструктор шасси Луноходов Александр Леонович Кемурджиан, чей столетний юбилей весь научный мир, связанный с освоением космоса, отметил в октябре 2021 году.
Сталь мирового стандарта качества
28 сентября 2021 г. состоялось знаковое событие - Златоустовский металлургический завод подписал соглашение о вступлении в Международную ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД). Златоустовский металлургический завод – динамично развивающееся предприятие, занимающее устойчивое положение на рынке специальных сталей и сплавов. О ходе модернизации производства и о дальнейших планах Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» рассказал управляющий директор предприятия Александр Ефимушкин.
Будущее – за новыми технологиями (к 155-летию ПАО «Русполимет»)
Нижегородская промышленная группа «Русполимет» впервые в России запустила промышленное производство металлических порошков и гранул. На дочернем предприятии «Русполимета» стартовало титановое производство на основе электронно-лучевого и вакуумного переделов, а на самом «Русполимете» – производство немагнитных сталей. Одной из целей масштабной модернизации производства на «Русполимете» является создание независимого от импорта металлургического комплекса.
БИЗНЕС-ШКОЛА «АВИАТОР»
Учебный центр «Авиатор» предлагает уникальный 2-х дневный курс «Основные отличия российского и европейского законодательства в области разработки и производства авиационной техники». В ходе курса Вы сможете узнать об основных отличиях в соответствующем российском и европейском законодательстве, в первую очередь, положений правил ФАП Часть 21 и EASA Part-21.
ГИВИ ДЖАНДЖГАВА: ИНЖЕНЕР. УПРАВЛЕНЕЦ. НАСТАНИК. ОБЩЕСТВЕННИК. ДРУГ

К 80-летию президента, генерального конструктора Раменского приборостроительного конструкторского бюро Г.И. Джанджгавы

Есть два способа стать профессионалом:

набраться опыта на разных фирмах

или пройти все ступеньки на одной.

Но истинный профессионализм рождается,

когда роешь в глубину.

Такой опыт — это ценное неформализованное знание.

Г.И.Джанджгава

Наталья Менькова. МИровая рекордсменка...

КОПЕЦ Инна Андреевна - рекордсменка Мира, пилот 1 класса, мастер спорта международного класса. Единственная в мире женщина, налетавшая на вертолетах более 11500 часов. Установила 15 женских мировых рекордов на вертолетах Ми-8, Ми-26.

Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" выступил информационным партнером III международного форума по развитию грузовых маршрутов NETWORK CARGO

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в III международном форуме по развитию грузовых маршрутов NETWORK CARGO, который пройдет в Москве 22 сентября 2021 года. NETWORK CARGO - единственный в Евразийском регионе коммуникационный форум для развития грузовых маршрутов, который объединяет все заинтересованные стороны в цепочке поставок авиационных грузов на одной площадке. В течение 1 дня форума пройдут несколько важных мероприятий для авиакомпаний, аэропортов, грузовых терминалов, экспресс-перевозчиков, экспедиторских компаний и поставщиков решений из Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки.

Сергей Артемьев, генеральный директор АО "АП Восход". АО «Аэроприбор-Восход»:  ТОЧНОСТЬ ДЛЯ ВКС

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

Московское АО «Аэроприбор-Восход» (входит в Концерн «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации «Ростех») - ключевой в России и СНГ разработчик и производитель высокоточной аэрометрической аппаратуры для авиационной техники гражданского и военного назначения, а также для космических программ. АП-Восход для отечественных военных и гражданских самолетов и вертолетов создано много уникальных систем, не имеющих аналогов. Предприятие активно участвует в программе импортозамещения, разрабатывает новые изделия на отечественной элементной базе и модернизирует ранее созданную продукцию, успешно заменяет иностранные комплектующие на российские аналоги.

Сергей Сухоросов, генеральный директор АО "НПП "Аэросила". Аэросила: Востребованность рождает оптимизм

Журнал "Крылья Рожины" №7-8 за 2021 год

В преддверии начинающегося масштабного выставочного мероприятия «Армия-2021» мы встретились с генеральным директором АО «НПП «Аэросила» С.Ю.Сухоросовым.

Аэросила постоянно демонстрирует свои достижения в двух традиционных областях – разработка воздушных винтов с их системами регулирования и разработка малоразмерных газотурбинных двигателей. Да, мы и в этом верны себе, и по-прежнему успешно проводим новые разработки. Кратко, если говорить о каком-либо проекте летательного аппарата (ЛА), то с большой вероятностью окажется, что в нем участвует и Аэросила.


Лучшие в авиастроении. Итоги конкурса "Авиастроитель года"

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

В рамках Евразийского аэрокосмического конгресса, который состоялся в Москве 19 июля накануне старта МАКС-2021, прошла церемония вручения премии «Авиастроитель года» по итогам 2019 года. Традиционно мероприятие организуется Союзом авиапроизводителей России. Экспертный совет рассмотрел десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России. С приветственным словом к участникам конкурса обратился заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Иванович Борисов.

Улан-Удэнский авиационный завод. В новой логике

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

Новые подходы к производству У-УАЗ использует и при производстве военной техники. В сегменте военной авиационной техники У-УАЗ продолжает модернизировать вертолет Ми-8АМТШ. Идет дальнейшее развитие вариаций с усовершенствованной системой вооружения и летно-техническими характеристиками. Прорывным продуктом в линейке стал многофункциональный вертолет обеспечения действий сил специального назначения – Ми-8АМТШ-ВН. Он воплощает в себе целый ряд решений, значительно повышающих его боевую эффективность и живучесть. 

УТС-800: УЗГА планирует обновить парк учебной авиации в России

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

Одним из наиболее динамично развивающихся предприятий российской авиастроительной промышленности является АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Среди проектов, находящихся на острие современных авиастроительных программ УЗГА – программы производства легкого многоцелевого самолета ЛМС «Байкал», двухмоторного самолета для внутренних авиалиний Л-410, турбовинтового регионального самолета (ТВРС), учебно-тренировочных самолетов Да-42 и УТС-800. Оба самолёта предназначены для использования российскими авиационными учебными заведениями, но если о Да-42 уже много написано, то про УТС-800 пока известно существенно меньше. Об особенностях нового самолета и программе его производства в целом «Крыльям Родины» рассказал главный конструктор Дмитрий Тиняков. 

Интеллектуализация и моделирование систем и комплексов бортового радиоэлектронного оборудования боевых летательных аппаратов

Бабиченко А.В., директор УНЦ АО «РПКБ», Берг А.Г., генеральный директор АО «РПКБ», Джанджгава Г.И., генеральный конструктор «АО «РПКБ», Евсеев А.В., начальник отдела – заместитель начальника департамента НИОКР БРЭО АО «КРЭТ», Орехов М.И., главный конструктор АО «РПКБ».

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

АО «РПКБ» является ведущим приборостроительным предприятием России – разработчиком интегрированных комплексов БРЭО, систем и приборов для модернизируемых и перспективных самолетов, вертолетов, БПЛА и других транспортных средств в рамках государственного оборонного заказа, в интересах гражданской авиации и по линии военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Реализован полный цикл создания аппаратуры: разработка идеологии и математической модели, реализация и последующая интеграция БРЭО в целом.

Сергей Анохин, генеральный директор  АО «Раменский приборостроительный  завод». РПЗ – день сегодняшний и завтрашний

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

Акционерное общество «Раменский приборостроительный завод» (АО «РПЗ») - одно из ведущих предприятий страны. Здесь производят навигационные изделия и системы, применяемые на различных типах летательных аппаратов и на сухопутной технике. С 2009 года завод работает в системе Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Уникальное оборудование, технологии и высококвалифицированный коллектив сотрудников позволяют предприятию успешно выполнять контракты, в том числе, в рамках гособоронзаказа. Продукция завода применяется на всех типах российских самолётов и вертолётов и на некоторых видах наземных боевых машин, включая российский танк нового поколения «Армата». 

Александр Жеребин, доктор технических наук, профессор ГНЦ РФ ФГУП «ГосНИИАС». ВНЕШНЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

Журнал "Крылья Родины" №7-8 за 2021 год

ФГУП «ГосНИИАС» широко известен специалистам авиационной отрасли, особенно связанным с авиационным вооружением. Свою историю организация начала действительно в качестве института авиационного вооружения, в 1946 году. Постоянно находясь на острие прикладной авиационной науки, институт развился в уникальный многопрофильный научный центр, занимающийся исследованиями в области военной и гражданской авиации и успешно внедряющий авиационные технологии в смежные отрасли экономики. К 75-летию института выпущена юбилейная книга, посвящённая научному пути и наиболее значимым проектам, доступным широкой общественности. Вашему вниманию предлагаются выдержки из избранных глав книги.

Дмитрий Соболев. АНТ-2 – первенец отечественного металлического самолётостроения

Журнал "Крылья Родины" №5-6 за 2021 год

Первые попытки создания металлических самолётов относятся к началу 1910-х годов. Это были монопланы Д. Муазана (Франция, 1910 г.), «Тюбавион» Понша и Примара (Франция, 1911 г.), Ф. Хута (Германия, 1912 г.), Г. Рейснера (Германия, 1912 г.), бипланы «Уайт-Томпсон-1» конструкции Ф. Ланчестера (Англия, 1910 г.) и фирмы «Морель» (Франция, 1912 г.). Их каркас обычно делали из стали, обшивку – из листов алюминия. Исключение составлял самолёт Муазана, целиком изготовленный из алюминия. Чтобы повысить жёсткость обшивки, листы обшивки иногда делали гофрированными. Использование металла сулило большие преимущества – этот материал долговечнее, чем дерево и полотно, прочнее, обладает более однородными механическими свойствами. Но древесина в 5–6 раз легче алюминия и в 15 раз легче стали. Поэтому металлические самолёты получались тяжёлыми и или вообще не могли взлететь, или обладали очень плохими лётными качествами. По прочности на единицу веса сосна значительно превосходила алюминий и сталь при всех видах нагрузок, т. е. дерево по-прежнему оставалось самым выгодным материалом.

Александр Шепелев. Авиационная нумизматика. Талисман уходит в небо

Журнал "Крылья Родины" №5-6 за 2021 год

Увлечение нумизматикой в современной России переживает ренессанс. Только ли блеск благородного металла привлекает в памятных медалях? Необычная художественная форма, в прямом смысле сконцентрированная на крохотном пространстве аверса и реверса, подкупает лаконичностью и содержательностью сюжета, завораживает тонкостью гравёрной работы. Кому-то одна приглянувшаяся медаль станет верным талисманом, а кто-то соберёт тематическую коллекцию и откроет через неё неизведанный прежде пласт, пролегающий из глубин древности в грядущее. Подобно фалеристике, филателии или филокартии коллекционирование памятных медалей охватывает широчайшие горизонты. И конечно, тема авиации и космоса представлена в нумизматике щедро и подчас в самых неожиданных ракурсах.

Страницы: 1 2 3 След.