Эксклюзив

Эксклюзив

Пилотажный комплекс для Ми-35П отмечен дипломом конкурса «Авиастроитель года»

АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» стало дипломантом конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)». Отмечена работа предприятия по разработке пилотажного комплекса вертолета ПКВ-8-35 для вертолета типа Ми-24П/Ми-35П. Вертолет Ми-35П – самая современная модификация семейства Ми-24/35. Благодаря новому цифровому пилотажному комплексу ПКВ-8-35, разработанному в АО «КБПА», была значительно снижена рабочая нагрузка на экипаж по управлению вертолетом. Результат получил положительную оценку от летчиков-испытателей.

БЛМЗ: ВРЕМЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ
Свои дни рождения, свои юбилеи Балашихинский литейно-механический завод всегда отмечает 22 февраля, отсчитывая даты с постановления Совета народных комиссаров СССР от 22 февраля 1932 года № 199/40. Разными были дни рождения, по-разному в разные времена праздновались коллективом завода юбилеи. К ним готовились, встречали трудовыми успехами, достижения отмечались наградами, а после праздника – опять планы, проекты, цели. Завод на пороге нового значимого юбилея – 90-летия. А юбилей – это всегда повод из настоящего ещё раз оценить прошлое и, опираясь на его достижения, шагнуть в будущее.
ПД-14 двигатель прогресса

С целью объединения усилий по созданию современных и перспективных двигателей для военной и гражданской авиации в 2008 г. под эгидой государственной корпорации «Ростех» было сформировано АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Главными задачами ОДК стали консолидация активов в самой сложной и высокотехнологичной отрасли – в авиационном двигателестроении, поддержание её на конкурентноспособном уровне и устранение внутренней борьбы между предприятиями и конструкторскими бюро. Правильность принятого решения стала наиболее очевидна в 2014 г., после введения «западными партнерами» ряда санкций и разрыва в кооперационных цепочках с Украиной – флагманом советского авиадвигателестроения. В этих условиях было выбрано направление по разработке единого двигателя со взлетной тягой около 14 т и возможностью в последующем создания на его основе целого семейства. Первым и, сегодня можно с уверенностью сказать, успешным проектом такого рода стал авиационный двигатель ПД-14. Двигатель был выбран в качестве отечественной силовой установки самолета МС-21.

Евгений Арчаков. Боевое применение Ту-22М3 в военных конфликтах конца ХХ- начала ХХI веков

Ту-22М3 (заводской индекс "45-03") является самой успешной серийной модернизацией советских бомбардировщиков -ракетоносцев семейства Ту-22М. После Афганской кампании в марте 1989 года самолёт был официально принят на вооружение ВВС СССР. Боевое применение данного типа дальнего бомбардировщика не ограничилось Афганской войной. Конец ХХ века и начало ХХI-го характеризуются большим количеством военных конфликтов как на территории бывшего СССР, так и в ряде других стран. Важная роль в решении этих конфликтов выпала на долю Военно-Воздушных Сил РФ и, в частности, частей Дальней Авиации, вооруженных Ту-22М3. Мало сведений публикуется именно об участии Ту-22М3 в различных конфликтах. Желание исправить этот пробел в новейшей истории авиации и побудило написать эту статью. 

Дмитрий Золин, Андрей Подольский, Евгений Штиль. САМОЛЁТ ЛЕВАНЕВСКОГО: ВОЗВРАЩЕНИЕ  ЛЕГЕНДЫ

Приближаются такие немаловажные для истории отечественной авиации даты, как 120 лет со дня рождения известного полярного лётчика Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского и 85 лет со дня трагического полёта самолёта Н-209 с экипажем Леваневского на борту. Это придаёт дополнительную актуальность вопросу о необходимости возобновить и довести до успешного завершения поиски пропавшего Н-209, чему и посвящена публикуемая статья. 30-е годы XX века - это эпоха, когда в СССР началось создание комплексной инфраструктуры, необходимой для освоения заполярных и северных пространств страны. 

КТРВ – на острие высоких технологий

24 января 2022 года Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) отметит свое двадцатилетие. Это – одна из ключевых интегрированных структур российского оборонно-промышленного комплекса. Компания, объединяющая несколько десятков предприятий-разработчиков и производителей уникального высокоточного оружия и другой инновационной продукции, стабильно входит в наиболее авторитетные рейтинги ведущих оборонных компаний мира, такие как Defense News Top-100. Безусловным приоритетом в деятельности КТРВ является выполнение государственного оборонного заказа, создание перспективных видов высокоточного оружия для Вооруженных Сил Российской Федерации. Большое значение придается и диверсификации производства. Генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» - Борис Викторович Обносов, Герой Российской Федерации.

СЕРТИФИКАЦИЯ - НЕ НАКАЗАНИЕ

В предыдущем номере журнала «КР» была опубликована первая часть статьи «Суперджет 100 от «А» до «Я» – из первых уст». Это было интервью, взятое представителем журнала «Крылья Родины» при посещении стендового комплекса филиала» Региональные самолёты» ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК корпорации Ростех). Наши собеседники – Александр Викторович Долотовский, заместитель директора по разработке филиала» Региональные самолёты» ПАО «Корпорация «Иркут» и Алексей Викторович Кубасов, начальник конструкторского бюро – рассказали о предназначении этих стендов и различных аспектах процесса проектирования самолёта. В публикуемой ниже второй части этой беседы Александр Долотовский и Алексей Кубасов делятся с нами своими соображениями по вопросам, связанным с международной сертификацией пассажирских самолётов и обеспечением их безопасной эксплуатации.

8 января 2022 года на 77-м году жизни скончался председатель Совета директоров АО «Авиапром» Виктор Дмитриевич Кузнецов

РОВЕСНИК ПОБЕДЫ, ЛИДЕР, БОРЕЦ И НОВАТОР АВИАПРОМА

20 мая 2020 года отметил 75-летие потомственный авиастроитель, заместитель начальника Главного управления проектирования и капитального строительства Министерства авиационной промышленности СССР, председатель Совета директоров АО «Авиапром» Виктор Дмитриевич Кузнецов. Он принимал участие и руководил строительством промышленных комплексов по выпуску авиационной техники в Москве, Ульяновске, Ташкенте, Киеве и других городах Советского Союза; обеспечивал создание производственных мощностей по выпуску космического корабля «Буран». Участвовал в развитии авиационной промышленности России, в частности, в разработке новых перспективных федеральных целевых программ, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Валерий Теплов. От идеи до турбины: как цифровые двойники помогают разрабатывать новые авиационные двигатели

Широкое использование цифровых двойников позволяет предприятиям Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха на 40% сократить инвестиции в производство и на годы ускорить разработку новых продуктов. О цифровых технологиях управления жизненным циклом газотурбинного двигателя рассказывает Валерий Теплов, директор по производству ОДК.

Четверть века развития. История ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - национального провайдера аэронавигационного обслуживания Российской Федерации

Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД) СССР как совмещенная военно-гражданская система была развернута на всей территории страны в период с 1973 по 1983 гг. Она создавалась как стратегическая система обеспечения безопасного и эффективного использования воздушного пространства страны в интересах решения экономических и оборонных задач в условиях мирного и военного времени. После распада Советского Союза образовалась Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации.

Александр Шепелев. Небо в медалях

80 лет назад бойцы Красной Армии и народного ополчения остановили казавшийся неотвратимым вал фашисткого «блицкрига». Враг был остановлен и вскоре отброшен от стен Москвы. Отдавая дань памяти героизму наших бойцов, сегодня мы воспринимаем события тех лет примерно так же, как Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» оценивал события 1812 года. В наших взглядах стало меньше трагизма и пафоса, зато прибавилось взвешенности. Отчего достоинство подвига советского народа только выросло: мы знаем истинную цену Победы! Каждый раз, посвящая коллекцию памятных медалей тому или иному событию той исторической эпохи, «Императорский Монетный Двор» ждёт, что будущие обладатели чеканных миниатюр разделяют наше общее отношение к подвигу наших предков.

Авиастроение России: лучшие из лучших - год 2020-й

Организационный комитет конкурса «Авиастроитель года» отметил наиболее яркие достижения по итогам работы авиастроительной отрасли России в 2020 году. Рассмотрены десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России. Спектр номинаций – от КБ года до подготовки будущих кадров отрасли. 

Юлия Должанская. МЕЖДУ СТРОК НА БУМАЖНОМ КРЫЛЕ. ЭССЕ

Тьма предвечная. Звездная бездна. Неисповедимая бесконечность. Тысячи лет, с момента зарождения разума, человек, обращая взор на непознанное, недосягаемое и неподвластное, мечтал. Населял небеса неведомыми сущностями, обряжал в самые невероятные слова, образы, в попытке достигнуть, описать, покорить недоступное. Аристотель, Пифагор, Платон – Гармония, Средневековье и Ренессанс – Музыка небесных сфер, Гармония мира Кеплера и даже Теория струн Габриеле Венециано несут в себе алхимическое сродство науки и искусства в заповедной, заветной области знания – Космологии. Самым ярким образом и достижением человека, мечтой, которую вне античных мифов и сказок тяжело было представить долгие тысячелетия стало Искусство Полета. Аэронавтика и, следом – космонавтика – науки выхода за пределы земного существования и запретный дар разума, обреченного на свободу. Призвание летчика не оставляет шансов заурядной личности. Разумеется, с момента поднятия в воздух первого аэростата, в небе побывало огромное количество людей. Но, согласитесь, даже в эпоху массовых авиационных технологий, пилот (тем более – космонавт) остается человеком уникальной судьбы и способностей. Еще одной чертой, пронесенной сквозь поколения летчиков, остается романтизм – наследство первооткрывателей воздушного океана – рыцарей неба, пилотов «этажерок» начала XX века. Неудивительно, что в подобной среде нашлось место не только «небесному ремеслу», но и литературе. Мой беглый обзор посвящен людям, спустившимся к нам с небес и подарившим рожденное в облаках слово.

НИКОЛАЙ КОЛЕСОВ: ЮБИЛЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА "ВЕРТОЛЕТОВ РОССИИ"

В высокотехнологичном производстве главное – не столько станки и элементная база, сколько человеческий потенциал.

Гиви Джанджгава, советский и российский конструктор авиационных пилотажно-навигационных комплексов

Генеральный директор АО "Вертолеты России", ранее – гендиректор АО "Концерн Радиоэлектронные технологии", экс-губернатор Амурской области Николай Александрович Колесов 17 декабря встречает свой 65-летний юбилей. Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" подготовил обзор его профессионального пути. Николай Колесов родился 17 декабря 1956 года в г. Казань. В 1987 году окончил Казанский финансово-экономический институт им. В.В. Куйбышева, получил ученую степень доктора экономических наук. В 1977–1995 годах занимал различные рабочие и руководящие должности на Казанском оптико-механическом заводе, свой профессиональный путь начинал на Казанском заводе электронных вычислительных машин в качестве радиомонтажника.

ОАК впервые показала БПЛА «Охотник» с плоским реактивным соплом

Объединенная авиастроительная корпорация Госкорпорации Ростех впервые показала беспилотник С-70 «Охотник», оснащенный плоским реактивным соплом. Авиационный комплекс имеет сниженную радиолокационную заметность и получит новый наземный пункт управления. БПЛА создан компанией «Сухой» в рамках опытно-конструкторской работы по программе «Охотник». Выкатка нового образца состоялась на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.

Владимир Щербаков. РОДИНА «ПРОТИВОСАМОЛЕТНОЙ» РАДИОЛОКАЦИИ

Первенство в вопросе обоснования возможности использования РЛС для обнаружения воздушных целей принадлежит отечественным специалистам. Вторая мировая война, сопровождавшаяся невиданным до той поры ростом интенсивности и масштабов применения авиации, доказавшей свою способность успешно решать задачи даже стратегического характера, привела к возрастанию роли не только боевых комплексов противовоздушной обороны (ПВО), предназначенных непосредственно для поражения средств воздушного нападения противника, но и тех систем, которые должны были обеспечить своевременное, т.е. на значительной дальности от охраняемых объектов, войск, сил и средств, обнаружение атакующих вражеских целей и выдачу данных целеуказания по ним на свои силы и средства ПВО, такие как истребители и зенитная артиллерия, а впоследствии – и зенитные ракетные комплексы.

МАИ – ЦИФРОВАЯ КАДРОВАЯ ПЛАТФОРМА  ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ  АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Московский авиационный институт – один из наиболее востребованных индустрией университетов, реализующих подготовку кадров в интересах авиационной, ракетно-космической и IT отраслей. Для решения перспективных задач авиации в области беспилотных систем, сверхзвука, создания новых образцов боевой техники, а также активным развитием технологий МАИ готовит высококвалифицированных специалистов, обладающих не только базовой профильной подготовкой, но и глубокими знаниями по целому ряду новых направлений. Среди них математическое моделирование сложных технических систем, электрификация инженерных систем, роботизация производства, композиционные материалы, аддитивные технологии и многое другое. 

Борис Виноградов, генеральный директор АО «ГРПЗ». ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ БЕЗМОТОРНЫХ МАШИН

История военной авиации увлекательна и насыщена множеством самых удивительных технических открытий и героических эпизодов. Современные образцы летательных аппаратов, их боевые возможности вобрали в себя лучшие инженерные и технологические решения, а перспективы дальнейшего развития этой отрасли поражают воображение. Но когда-то наша большая авиация начиналась с громоздких машин, изготовленных преимущественно из дерева. И одна из разновидностей летательных аппаратов тяжелее воздуха – планёры – машины, в большинстве своем не имеющие двигателя. 

АО «АВИАПРОМ»: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА СЛУЖБЕ  АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

6 декабря исполнится 30 лет со дня создания Российского союза объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности (Россоюза «Авиапром», преобразованного в 1993 году в открытое акционерное общество «Авиапром», с 2019 г. – АО «Авиапром»). О целях создания и деятельности этой организации, внесшей общепризнанный вклад в консолидацию и сохранение отечественной авиапромышленности в 90-е годы прошлого века и сейчас решающей многие общеотраслевые задачи, редакция журнала попросила рассказать авторитетного в отрасли руководителя с 60-летним стажем работы, в том числе в аппарате Минавиапрома СССР, члена Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, генерального директора ОАО «Авиапром» с 2008 по 2019 год, председателя Совета директоров АО «Авиапром» Виктора Дмитриевича КУЗНЕЦОВА.

Александр Кириндас. К ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОВЕРТОЛЁТОВ В СССР

Внедрение электродвигателей и гибридных двигателей в качестве силовых установок для летательных аппаратов, включая вертолёты, стало в последнее время одной из актуальных тенденций в развитии авиационной техники. Уже созданы, в частности, в Германии, летающие образцы лёгких вертолётов мультироторной схемы, где несущие винты приводятся в движение электромоторами с питанием от аккумуляторов. На этом фоне представляют исторический интерес некоторые малоизвестные подробности работы над электровертолётами в нашей стране, которым и посвящена публикуемая ниже статья.

Е.А. Федосов, И.З. Альмяшев. ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ. ВЕХИ СОЗДАНИЯ

Сегодня в России уже начато серийное производство самолёта пятого поколения Су-57. Впереди ещё много работы по доводке и дооснащению этого авиационного комплекса. Но он уже есть. Он уже летает и является одним из сдерживающих факторов для наших «партнёров». Начинался же он, как мы помним, как Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации (ПАК ФА). От начала пути в 2001 году, когда Министерством обороны был объявлен конкурс на создание ПАК ФА, до начала серийного производства машина прошла длинный и тернистый путь. ГосНИИАС принимал и принимает активное участие во всех этапах создания ПАК ФА: от разработки аванпроекта до проведения летных испытаний.

Сергей Комиссаров. Польская страница в истории самолёта Як-12

Среди самолётов, созданных отечественными авиаконструкторами, найдётся немало таких, в чьей истории важную роль играет «зарубежный компонент». Это служба в военной и гражданской авиации других стран, лицензионная постройка и создание на этой основе оригинальных «местных» вариантов. В этом отношении особенно показательно развитие самолётов Ту-16, МиГ-19, МиГ-21, Ан-12 и Су-27 в КНР. Заметным явлением стало и лицензионное производство советских самолётов в Польше – это Ан-2, По-2, Ми-1, Ми-2, Як-12, Ан-28, а из боевых самолётов – МиГ-15 и МиГ-17. На этом фоне «польский аспект» в биографии самолёта Як-12 выглядит довольно скромно, однако он достаточно интересен.

«СУПЕРДЖЕТ 100» от «А» до «Я» –  ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

В знаменательный год десятилетия с начала эксплуатации «Суперджета 100» журнал «Крылья Родины» побывал в гостях на стендовом комплексе филиала «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации ГК Ростех). Комплекс дает прекрасную возможность увидеть высокий технологический уровень, достигнутый в целом в рамках программы. Наши собеседники – Александр Викторович Долотовский, заместитель директора по разработке филиала «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация «Иркут» и Алексей Викторович Кубасов, начальник конструкторского бюро. Мы узнаем о том, что такое модельноориентированное проектирование, для чего предназначен стенд «Электронная птица», о подготовке первого полета самолета при внесении изменения в конструкцию и о многом другом. В полет!
Мкртич Окроян, Генеральный конструктор АМНТК «Союз»:  «ДВИГАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОПЕРЕЖАТЬ  ПОТРЕБНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Двигатель не может развиваться в рамках развития летательного аппарата. Он развивается по потребностям летательного аппарата, но опережает их, должен опережать. ОАО АМНТК «Союз» (авиамоторный научно-технический комплекс «Союз») – старейшее российское предприятие в области конструирования авиационных двигателей. На самолётах с двигателями, разработанными АМНТК «Союз», было установлено свыше 100 мировых рекордов высоты полёта и скороподъёмности. Более 75% авиационных двигателей, производившихся в России и СССР, были разработаны в рамках этого предприятия. Всего было создано 18 базовых двигателей и 44 модификации газотурбинных двигателей, построено более 340 тысяч турбореактивных двигателей. В настоящее время предприятие занимается разработкой и сопровождением двигателей для самолётов, вертолетов и ракет, а также новейших газотурбинных энергетических установок.
23 ноября Клубу выпускников МАИ исполнилось 20 лет

Идея создания маёвского объединения родилась при подготовке к 70-летию МАИ, и уже через год было зарегистрировано некоммерческое партнёрство. Его главная цель — возрождение высокого статуса вуза как основного звена в обеспечении страны научными, инженерными, административными кадрами и инновациями в области гражданской и оборонной промышленности.

Наталья Лежнёва, Игорь Пивоваров, Валерий Агеев. ЕВГЕНИЙ ШИЛЬНИКОВ: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
Главное в жизни – не ошибиться с выбором любимого дела и любимого человека. Не всем так везёт, но Евгений Владимирович Шильников в этом смысле определённо удачлив. Его судьба неразрывно связана с АО «Металлургический завод «Электросталь»: здесь он обрёл профессиональное призвание и признание, здесь встретил будущую супругу и здесь без малого 35 лет начинает каждое рабочее утро. Помните, у Роберта Бёрнса: «В горах моё сердце»? Вот у Евгения Владимировича оно совершенно точно на заводе. 24 ноября генеральному директору металлургического завода «Электросталь» исполняется 60. О его жизненном пути эта статья. 
Ольга Корниенко. СТРАТЕГИЯ УСПЕХА ВИКТОРА ЧУЙКО
23 ноября 2021 года свой 90-летний юбилей отмечает Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Михайлович Чуйко. В народе справедливо говорят, что человек рождается дважды: первый раз, когда появляется на свет, второй – в труде. И в системе координат нашей жизни не менее важна та единица измерения, которую называют делами. Ибо дела человека – это и есть его жизнь. Именно они становятся его судьбой. Для Виктора Михайловича Чуйко, известного организатора отечественного двигателестроения, ученого и конструктора с мировым именем, доктора технических наук, дорога в большую жизнь – это нелегкий путь по непростым, порой тернистым ухабам судьбы.
Федор Пущин. ПОТЕРИ ДАЛЬНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ВВС РККА  НА НАРО-ФОМИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ 23 октября 1941 года
Летом 2020 года в лесу около деревни Новоселки под Наро-Фоминском специалистами Центра современной истории и поисковиками из отряда «Бумеранг ДОСААФ» было обнаружено место падения двухмоторного самолета. Сразу было видно, что моторы были извлечены из земли много лет назад, видимо, при посадке леса. Воронки от моторов заплыли и были наполнены водой, внутри лежали пиленые бревна. На поверхности остались только лонжероны со следами срезанной дюрали, фрагменты моторамы и куски обшивки. Установили, что тип самолета ДБ-3Ф (Ил-4), но верховой поиск не принес нам заветных номерков. В декабре наконец собрались еще раз.
Замглавы ОДК Ремизов: перспектива развития - строительство двигателей для беспилотников
На авиационно-космическом салоне в Жуковском МАКС-2021 Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) Ростеха представила линейку передовых разработок. В летной программе авиасалона впервые принял участие среднемагистральный лайнер МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14. О перспективах развития двигателей серии ПД, стратегии корпорации до 2030 года и беспилотной авиации в интервью журналу "Крылья Родины" рассказал заместитель генерального директора ОДК по стратегии Михаил Ремизов.
Портфель заказов "Рособоронэкспорта" за 4 года руководства Александра Михеева вырос на 7 млрд долларов

Талант – это не только прирожденная способность человека

к той или другой деятельности, это прежде всего труд,

труд и ещё раз труд, умноженный на терпение.

Александр Яковлев, выдающийся советский авиаконструктор

Генеральный директор компании "Рособоронэкспорт" Александр Александрович Михеев 18 ноября встречает свой 60-летний юбилей. Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" сделал обзор достижений "Рособоронэкспорта" за время руководства Александра Михеева.


Страницы: Пред. 1 ... 8 9 10 11 12 След.