Монографии по отечественным самолетам

КР 6 (июнь) 2016г. МС-21 – передовые технологии, воплощённые в самолёт (2,4Мб)

8 июня 2016 г. в Иркутске состоялась торжественная церемония выкатки нового пассажирского самолёта МС-21 – основоположника семейства ближне-среднемагистральных самолётов нового поколения. В статье освещаются достоинства самолёта, заложенные в нём технические новшества и коммерческие перспективы новой машины.

КР 7 (июль) 2014г.Транспортный планер Цыбин Ц-25 (1,92Мб)

Константин Кузнецов

Деревянные крылья советских десантников.

Десантный планер Ц-25 был построен в конце 1944 г. и серийно выпускался в 1947-1949 гг. В 1950 г. две аэросцепки планеров Ц-25 и самолётов-буксировщиков Ил-12 осуществили трудную и опасную экспедицию в район Северного полюса.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2013г. Десантные планеры КЦ, КЦ-2 и КЦ-20 (2Мб)

Константин Кузнецов

В самом начале войны инженеры-конструкторы П.В.Цыбин и Д.Н.Колесников, работая под эгидой ВВИА им. Н.Е.Жуковского, спроектировали тяжёлый десантный планер КЦ-2, получивший в серии обозначение КЦ-20 (2 пилота и 18 десантников). До конца 1943 г. было построено 68 серийных экземпляров, большинство из которых несло службы во Втором Учебном Авиационно-Планерном полку (2 УАПП).

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2013г. Ту-204: От проектов к серии. К 25-летию первого полёта Ту-204 (3,9Мб)

Лев Берне, Виктор Осипов

2 января 2013 года исполняется 25 лет со дня первого полёта среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204. В публикуемой по этому случаю статье освещаются некоторые, в том числе малоизвестные аспекты создания и развития самолётов семейства Ту-204/214.

КР 1-2,3 (январь-март) 2013г. Авиационный «спецназовец» Ил-76 (3,77Мб)

Сергей Дроздов

На базе знаменитого самолёта Ил-76 было создано, наряду с базовыми военно-транспортными и грузовыми вариантами, значительное число вариантов специального назначения. В первой части данной статьи автор рассказывает о самолётах Ил-76ПП, «976», Ил-76РТ «Ретранслятор», А-60, Ил-76МДПС, Ил-76 МДТ «Скальпель-МТ». В заключительной части своей статьи по спецвариантам самолёта Ил-76 автор останавливается на вариантах Ил-76КТ/МДК, Ил-76ЛЛ, Ил-76П/ТП/ТДП/МДП и ряде других, в том числе малоизвестных вариантов, а также рассказывает о работах по самолёту Ил-76МД-90А (Изделие «476»).

КР 9 (сентябрь) 2012г. КОР-1 – первый корабельный разведчик Георгия Бериева (1,75 Мб)

Александр Заблотский, Андрей Сальников

Статья рассказывает о непростой судьбе биплана КОР-1 – первого корабельного разведчика, созданного в ЦКБ МС Г.М.Бериева накануне ВОВ. Опыт его постройки позволил коллективу бериевцев в дальнейшем разработать ряд удачных гидросамолётов, в частности, КОР-2 и Бе-8.

КР 8-12 за 2012 год. Истребитель Як-23 – один из «пионеров» (5,37 Мб)

Сергей Комиссаров

В первой части статьи рассказывается о разработке, постройке и испытаниях опытных образцов истребителя Як-23, созданного в 1947 г. и строившегося серийно до начала 1951 г.

Во второй части статьи по Як-23 речь идёт о запуске самолёта в серию. Прослеживаются доработки конструкции и модификации, реализованные в ходе серийного производства применительно к базовому одноместному варианту.

В третьей части статьи об истребителе Як-23 освещается история создания его двухместного учебно-тренировочного варианта – Як-32УТИ (УТИ Як-23).

В заключительной части статьи, посвящённой Як-23, рассказывается о строевой службе этого самолёта в ВВС Советского Союза и восточно-европейских стран – союзников СССР.

КР 7 (июль) 2012г. Самолет Су-34 (1,74 Мб)

Многофункциональный фронтовой бомбардировщик Су-34 – универсальное средство фронтовой авиации

Статья рассказывает об истории создания самолёта многофункционального фронтового бомбардировщика Су-34. С его запуском в серию и началом поставок российские ВВС получили в свои руки мощнейший авиационный комплекс, способный решать широкий круг задач, возлагаемых на фронтовую авиацию в составе отечественных ВВС.

КР 5 (май) 2012г. Ту-22М3 (2,17 Мб)

Владимир Ригмант

Дальний многорежимный ракетоносец и бомбардировщик Ту-22М3

(К тридцатипятилетию первого полёта самолёта Ту-22М3)

Бомбардировщик и ракетоносец Ту-22М3, вместе с Ту-160 и Ту-95МС, составляет основу Дальней авиации России. Автор рассказывает об истории создания и применения этого самолёта.

КР 1-2 (январь-февраль) 2012г. Ту-16 (2,11 Мб)

Владимир Ригмант

Создание самолёта Ту-16 – от замысла к серии

(К шестидесятилетию первого полёта самолёта Ту-16)

Ту-16 принадлежит к числу известнейших самолётов мировой авиации. Созданный в середине 1950-х годов, он в течение нескольких десятилетий оставался в строю и выпускался во множестве вариантов. В ВВС СССР Ту-16 стал первым массовым дальним носителем ядерного оружия, а затем первым дальним скоростным самолётом-ракетоносцем.

КР 12 (декабрь) 2011г. Самолет Ту-160 (1,43 Мб)

Владимир Ригмант

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 (к тридцатилетию со дня первого полёта)

Освещая историю создания и применения стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, автор рассказывает об альтернативных конфигурациях на стадии проектирования и о нереализованных проектных вариантах на базе серийного самолёта. Опыт, накопленный при создании этого самолёта, позволяет ОКБ «Туполев» оставаться ведущим предприятием в области создания стратегических авиационных комплексов класса Ту-160 для отечественных ВВС.

КР за 2011 год. Управляемое оружие «ВОЗДУХ – ПОВЕРХНОСТЬ» (2,53 Мб)

Александр Медведь

К истории создания и боевого применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность»

В первой части статьи освещаются события 1930-х гг., связанные с созданием в СССР первых образцов управляемого оружия класса «воздух-поверхность», попытки применения такого оружия в ходе ВОВ, работы конструкторов Германии в этой области. Делается обзор работ по данной тематике в послевоенный период в СССР и США.

Во второй, заключительной части статьи повествуется о работах в США с начала 1960-х гг. по созданию ракет AGM-45 Shrike, AGM-12 Bullpup, AGM-62 Walleye, управляемых бомб Paveway I, II, III, а также об аналогичных работах в СССР (ракеты Х-66, Х-25, Х-28, Х-27ПС, Х-29Т, корректируемая бомба КАБ-500кр и др). 

КР за 2011год. Самолеты ЦАГИ (1930-1939), созданные при непосредственном участии П.О. Сухого и его коллектива (3,9 Мб)

Владимир Проклов

В первой из серии статей автор повествует о начальном периоде деятельности авиаконструктора П.О.Сухого в качестве инженера АГОС ЦАГИ. возглавляемого А.Н.Туполевым. В составе группы Путилова он принимал участие в создании целого ряда самолётов в диапазоне от АНТ-3 до АНТ-17, был причастен к работе над истребителем АНТ-15 (И-8), о котором подробно рассказано в статье.

В очередной статье из этой серии автор публикует новые материалы о работах над проектом истребителя И-12 (АНТ-18), который остался нереализованным, но стал отправной точкой для постройки двухбалочного истребителя И-12 (АНТ-23). В обоих случаях самолёты проектировались под динамо-реактивные пушки Курчевского. Рассказывается также о постройке двухместного пушечного истребителя ДИП (АНТ-29) с пушкой АПК-8.

В очередной из серии статей на указанную тему автор рассказывает о работах бригады П.О.Сухого над проектом истребителя И-13 М-32 и истребителем И-14, доведенным до серийной постройки.

Продолжая начатую в предыдущих номерах серию статей, автор рассказывает об истории создания рекордного самолёта РД и о выдающихся перелётах на РД через северный полюс в США, совершённых экипажами В.П.Чкалова и М.М.Громова.

В заключительной статье из цикла, начатого в КР №6-2011, автор рассказывает о бомбардировщике ДБ-1 (АНТ-36) – военном варианте самолёта РД (АНТ-25), а также о двухмоторном дальнем бомбардировщике ДБ-2 (АНТ-37) и его рекордном варианте – самолёте «Родина».


КР за 2011год.  К 80-летию первого полета ТБ-3 (2,11 Мб)

Владимир Котельников, Владимир Ригмант

Большевистская стратегическая угроза с неба (к 80-летию первого полёта ТБ-3)

Статья рассказывает об уникальной программе серийного выпуска и освоения в частях РККА цельнометаллического четырёхмоторного бомбардировщика ТБ-3, который в середине 1930-х гг. предвосхитил концепцию «летающих крепостей» более позднего периода и закрепил за СССР приоритет в создании стратегической авиации