Авиация Общего Назначения

23 января был совершён первый полёт дирижабля AU-30 с действующим магнитно-гравиметрическим модулем на борту

22 января 2014 года на дирижабельной базе «Киржач» начались лётные испытания новой гравиметрической системы. Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И.Менделеева установили аппаратуру в гондоле дирижабля AU-30.
23 января был совершён первый полёт с действующим магнитно-гравиметрическим модулем на борту.

Леонид Фёдорович Витушкин - руководитель лаборатории гравиметрии и перспективных проектов Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И.Менделеева – Возглавляемая им группа учёных начала тестирование магнитно-гравиметрического модуля, используя дирижабль AU-30. Качество получаемых измерений обладает рядом преимуществ перед обычными съёмками, которые производятся с самолёта или вертолёта. Превосходство дирижабля в том, что он способен летать предельно низко над землёй и на малых скоростях, что значительно повышает эффективность гравиметрической съёмки. Данные, которые будут получены в ходе дальнейших регулярных измерений, можно использовать для поиска полезных ископаемых и уточнения локальной модели гравитационного поля земли, что крайне необходимо для точной работы навигационных систем.

Специалисты из ВНИИМ им. Менделеева назвали ряд причин, по которым целесообразно использование дирижабля для гравиметрических измерений, это экономическая выгода, дирижабль дешевле в эксплуатации, чем самолёт или вертолёт. Исходя из общих соображений, магнитные помехи дирижабля должны быть ниже, чем у других летательных аппаратов, и основная причина – это способность дирижабля летать на малых высотах и скоростях, вплоть до полного зависания в воздухе.

Игорь Куликов – директор воздухоплавательной базы «Киржач» – «Мы приступили к проверке эффективности и вообще оценке использования гравиметрической и магнитометрической аппаратуры на дирижабле AU-30. Сейчас зима, жёсткие условия: -22°С,
а эта аппаратура требует точных соблюдений температурного режима. Отдельная тактическая задача – выдержать параметры полёта, которые задают специалисты гравиметрии. Программа испытаний рассчитана на две недели из расчёта 5-6 полётных дней, в среднем около 20 лётных часов, этого времени достаточно для того, чтобы построить площадную картинку, заданную гравиметристами, и по времени получить статистику наработки этого оборудования».

По результатам первого полёта учёные из ВНИИМ им. Менделеева пришли к выводу, что такая съёмка перспективна. Дирижабль AU-30 позволит в будущем производить съёмки там, где гравиметрическая съёмка с борта самолёта невозможна. Гравиметристы делают пока осторожные выводы, остаётся дождаться окончательных результатов испытаний, чтобы с уверенностью рассказать о начале грандиозного проекта, в котором примет непосредственное участие дирижабль AU-30.

ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ»