Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала "Крылья Родины". Небесный спорт
Небесный спорт – или авиационный, если брать официальное название – это любой вид спорта, связанный с пребыванием в воздухе.
Авиационный спорт идет рука об руку с рекордными полетами – на дальность, высоту, скороподъемность, длину маршрута, высоту выполнения прыжка. Нередко мировые рекорды в той или иной дисциплине принадлежат именно авиационным спортсменам – и многие из них уроженцам нашей страны.
История авиационного спорта – большой, интересный и значимый пласт развития авиации в нашей стране. Этим материалом мы открываем цикл публикаций, которые будут посвящены отдельным видам этого многогранного красивого спорта высоких достижений – и расскажем в будущих публикациях подробнее о каждом из видов авиационного спорта, о самых известных спортсменах и их достижениях.
Задача же этой публикации – представить все авиационные виды спорта и познакомить наших читателей с его ранней историей.
Первые из первых
Авиационный спорт появился вместе с рождением авиации – а тогда еще воздухоплавания. Как только люди научились отрываться от земли и подниматься в небеса, они стали соревноваться в том, кто лучше и быстрее это сделает, кто поднимется выше или пролетит дальше. Хотя первые официальные соревнования по воздухоплаванию состоялись только в 1906 году. В них участвовали 16 аэростатов, а первым в мире обладателем приза в авиационных соревнованиях стал Фрэнк Лам. Интересно, что эти соревнования были проведены не какой-то страной, а частным организатором – газетным магнатом Джеймсом Гордоном Беннетом.
Первые в мире соревнования на летательных аппаратах тяжелее воздуха состоялись тремя годами позднее – в 1909 году. Авиагонка под названием Prix de Lagatinerie прошла в аэропорту Port-Aviation, в ней принимали участие четыре пилота, два из которых успешно стартовали, но полностью завершить маршрут не удалось никому, и победителем был признан тот, кто пролетел дольше всего. Приз достался лётчику по имени Леон Делагранж.
В том же году состоялось и первое в истории крупное авиашоу - 22-29 августа 1909 года во французском Реймсе прошла Большая неделя авиации в Шампани (Grande Semaine d’aviation de la Champagne) — первое в истории крупное международное авиационное мероприятие, в котором приняли участие ведущие авиастроители и выдающиеся авиаторы того времени. В центре внимания посетителей был Кубок Гордона Беннета – первое крупное международное авиационное соревнование. Победителем его стал Глен Кёртис, а второе место занял Луи Блерио. Между ними было всего 5 секунд – ничтожная разница по масштабам авиационных скоростей того времени!
Первые в Российской Империи авиационные соревнования были военными – точнее, это был конкурс военных аэропланов, состоявшийся в 1911 году. Газета «Московские ведомости» от 18 (05) июля 1911 года сообщала о них так:
«Конкурс аэропланов»
Санкт-Петербург, 4 июля. Военным ведомством организуется в сентябре конкурс аэропланов, построенных в России. Участники должны совершить несколько полетов над аэродромом. На один круговой перелет в 180 верст назначены две премии: на 13000 рублей и в 9000 рублей. Аэроплан, взявший первую премию, будет приобретен военным ведомством за 15000 руб., а вторую — за 13000 рублей. Аэропланы должны достигнуть высоты 500 метров и показать скорость 70 верст в час.»
Год спустя, в 1912 году, такой конкурс повторился, и снова он касался только аэропланов – как тогда называли самолёты – разработанных в военных целях.
Тем временем молодой авиационный спорт набирал обороты, и в 1913 году в Монако состоялись первые в мире соревнования среди гидросамолетов на Кубок Шнайдера. Обладателем первой награды в мире среди пилотов, взлетающих с воды, стал Морис Прево.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война внесла свои коррективы, и на несколько лет авиационные спортивные соревнования практически прекратились – чтобы воскреснуть с новой силой в 1920-х годах. Это время называют «золотым веком авиации» - и эта поэтичная метафора верна в том числе для авиационного спорта. И в нашей стране, и по всему миру в 1920-е – 1930-е годы различные виды авиационного спорта стали набирать популярность и активно развиваться. В этот период появилось множество авиационных гонок и авиаралли, стали проходить планерные слеты, включавшие в себя и соревновательные полеты, активно развивался воздухоплавательный спорт, в котором к традиционным воздушным шарам-аэростатам прибавились дирижабли.
Авиационный спорт сегодня
Каков авиационный спорт сегодня? Это многообразное семейство самых разных воздушных дисциплин. Согласно принятым в России правилам и регламентам Минспорта, к авиационному спорту относят самолётный спорт со всеми видами входящих в него спортивных дисциплин, вертолётный (также включает несколько дисциплин), планерный, дельтапланерный, парапланерный, парашютный, воздухоплавательный и даже авиамодельный.
За развитие самолётного спорта в нашей стране отвечает Федерация самолётного спорта России, возглавляет которую не только летчик, но и космонавт Сергей Крикалев, а бок о бок с ним трудятся многократные чемпионы страны и мира по всем видам самолётного спорта. Именно в самолётном спорте больше всего известных в стране и мире имен – и самая знаменитая среди наших спортсменок легендарная Светлана Капанина, ставшая семикратной абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу. Светлану знают и любят во многих странах мира, эту эффектную блондинку прозвали «русской валькирией» и рукоплещут ей на всех континентах. Но в российском самолетном спорте есть и другие бриллианты – например, Михаил Мамистов, ставший самым титулованным летчиком-спортсменом за всю историю. Он – единственный трехкратный обладатель Кубка Арести, высшей международной награды для спортсменов, выступающих в соревнованиях по высшему пилотажу. Мамистов – легенда самолетного спорта, он обладатель 50 золотых, 36 серебряных и 19 бронзовых медалей чемпионатов мира, Европы, Всемирных воздушных игр по высшему пилотажу на самолетах и планерах.
Еще один легендарный авиационный спортсмен нашей страны – Виктор Смолин. Он ныне известен больше как тренер, подготовивший множество победителей, но в период собственных активных выступлений его имя гремело на вершине самолетного спорта. Смолин стал обладателем более 130 медалей различного достоинства чемпионатов СССР, мира и Европы.
Среди девушек именитых летчиц тоже хватает. Например, Елена Климович – многократная чемпионка мира, Европы, трехкратная победительница национальных соревнований, а также победитель Кубка Егорова (1999, 2002), призёр кубка Мира Breitling, Кубка Чкалова, серебряный призёр в личном зачете I Всемирных воздушных игр, обладатель Кубка Бетти Скелтон, Кубка Аероспейс Гудрич, Кубка Королевского Аэроклуба. Наград у Елены, пожалуй, не меньше, а может быть и больше, чем у ее знаменитой коллеги из национальной сборной страны Светланы Капаниной. Еще одна именитая летчица-спортсменка нашей страны Халидэ Макагонова сейчас работает в Федерации самолетного спорта, помогая развивать эти спортивные дисциплины. Кстати, организацией соревнований по высшему пилотажу несколько лет занималась Светлана Лупанова, гостеприимно принимавшая спортсменов и судей на аэродроме Михеево. Немало женских имен и в числе судей по самолетному спорту.
Перечислять имена российских спортсменов и спортсменок, занимавших и занимающих первые места на пьедесталах почета, можно долго. Авиационный спорт был в советский период одним из тех, которые активно поддерживались государством, и это позволило вырастить не одну плеяду именитых спортсменов. Сейчас ситуация, конечно, сложнее – но новые звезды на самолетном спортивном небосклоне по-прежнему зажигаются. Одна из них – молодая ученица Светланы Капаниной Ирина Гришина, выступающая в соревнованиях на высший пилотаж. Ирина уже не раз поднималась на пьедестал почета. Авиационные гонки, которые с середины 2010-х годов набирают популярность в нашей стране благодаря усилиям команды проекта «Русские авиационные гонки» и Федерации авиационных гонок России, тоже отмечены своими звездными спортсменами. В их числе – не только те, кто занимается самолётным спортом, но и летчики-испытатели. Так, соревноваться в этом виде спорта решил Юрий Михайлович Кабанов – один из летчиков-испытателей ЛИИ Громова, поднимавший в небо множество военных и гражданских самолетов. Сейчас Юрий Михайлович формально на пенсии – а фактически по-прежнему в небе, занимаясь и испытательной работой в интересах авиации общего назначения, и спортом. Среди девушек на спортивном небосклоне авиагонок блистает Ксения Гринберг. Несмотря на достаточно юный возраст и то, что помимо спорта девушка активно работает, в 2024 году она стала победительницей Чемпионата России по авиационным гонкам на реактивных самолетах. Соревновалась Ксения, кстати, в общем зачете, а ее соперниками были летчики-мужчины с большим соревновательным опытом. Но правильная стратегия и самообладание, а также грамотная помощь тренера помогли ей обойти всех соперников и занять первое место.
Вертолетный спорт – пожалуй, второй по популярности и известности в нашей стране, но точно не по значимости и не по громкости имен. На международные спортивные пьедесталы почета наши спортсмены-вертолетчики поднимались неоднократно, забирая награды и в личном, и в командном зачетах. За развитие вертолетного спорта отвечает Федерация вертолетного спорта России, возглавляет которую Ирина Грушина, она же руководит сборной России по вертолетному спорту. Ирина руководит спортсменами-мужчинами успешно и эффективно – российские вертолетчики занимают первые места на соревнованиях самого высокого уровня. А на родном аэродроме Федерации вертолетного спорта в Конаково ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России, а также ряд других соревнований. Несмотря на то, что вертолетный спорт значительно затратнее даже отнюдь не дешевого самолетного, свои энтузиасты есть и в этом деле, и они готовые помогать молодым спортсменам покорять небо и спортивные пьедесталы, так что на соревнованиях уже звучат новые имена.
Еще один вид авиационного спорта – планерный. В каком-то роде планерная школа была альма-матер для всех летчиков нашей страны в прошлом, когда обучение полетам начиналось именно с планеров, и только потом курсанты в аэроклубах переходили на самолет. Осваивать полет на планере одновременно и проще, и сложнее. Безмоторный летательный аппарат не требует внимания к управлению оборотами, не грозит отказом двигателя – но требует больше внимания к умению ловить воздушные потоки, ориентироваться в небе и над квадратом полетов. Соревнования по планерному спорту – многогранны. Есть среди них и полёты на высший пилотаж – для этого используется так называемая белая матчасть, лёгкие планеры, выполненные из пластика. Аппарат без двигателя взмывает вверх на воздушных потоках – и выполняет там петлю, бочку, горку, уходит в штопор…а потом снова взмывает вверх. Как удается это все без тяги двигателя? Некоторые в шутку отвечают – это магия. Но на самом деле – огромное лётное мастерство, за которым стоят годы тренировок. Помимо этого, в числе традиционных соревнований для планеристов – полеты на дальность. Подготовкой спортсменов-планеристов занимается Федерация планерного спорта России, которую долгие годы возглавлял Сергей Рябчинский, а сейчас во главе планерной федерации стоит Дмитрий Тимошенко. Одной из центральных площадок для планерных соревнований много лет был аэродром в Усмани (Воронежская область), но вот уже несколько лет там соревнований не проводят из-за ограничений на полеты. Центральным аэродромом Федерации планерного спорта долгое время был аэродром Шевлино, потом планеристы перебрались в Щекино, а сейчас базируются на аэродроме МАИ Алферьево.
Воздухоплавательный спорт – самый старший из всех видов авиационного спорта. Сейчас он несколько забыт – и многие даже не догадываются, что в этом виде спорта по-прежнему проходят соревнования, причем сразу по двум дисциплинам – тепловые аэростаты и тепловые дирижабли. Правила по ним приняты Минспортом, а организацией соревнований занимается Федерация воздухоплавания России. Мекка спортсменов-воздухоплавателей – Великие Луки. В этом городе, расположенном в Псковской области, ежегодно проходят основные соревнования российских воздухоплавателей – Чемпионат и Кубок России. По стране действует немало региональных федераций воздухоплавательного спорта, среди которых можно отметить федерации Рязанской, Калужской, Тульской области, а также Крымскую федерацию воздухоплавательного спорта. Именно крымчане проводят одни из самых зрелищных соревнований по воздухоплавательному спорту – воздушные шары стартуют недалеко от трассы Таврида и летят на Белую скалу. Несмотря на то, что полеты воздухоплавателей проходят чаще всего ранним утром на рассвете, посмотреть на их соревнования приезжает немало желающих. Соревнований в Крыму несколько, одни из основных – кубок «Белая скала» Чемпионат Республики Крым.
Пара- и дельтапланерный спорт – родственные, но разные спортивные дисциплины. Различаются они не только основным спортивным инвентарем (параплан или дельтаплан), но и, конечно, отдельными правилами организации и проведения соревнований. Развиты эти виды спорта больше в южных регионах нашей страны, где климат и рельеф местности предоставляют больше возможностей для спортсменов. Парапланерные соревнования в чем-то более доступны, как и сам этот вид спорта – затраты на него, конечно, ниже, чем на самолетный или вертолетный спорт, и нередко именно этим и привлекает он тех, кто мечтает о том, чтобы подниматься в небо. Впрочем, такая любовь всегда базируется именно на желании летать. Основные виды соревнований – парасейлинг и собственно парапланеризм. Здесь, как и в любом другом виде спорта, свои разряды, звания мастера спорта и, конечно, всероссийские и международные соревнования. Ближайший к Москве аэродром, где активно тренируются парапланеристы – Крутицы.
Парашютный спорт – особая ниша авиационного спорта. Как минимум потому, что в отличие от всех других авиационных спортсменов, парашютисты летят не вверх, а вниз. В парашютном спорте несколько основных дисциплин, одной из наиболее популярных среди них являются соревнования на точность приземления. Подготовкой спортсменов-парашютистов занимается как Федерация парашютного спорта, так и региональные клубы ДОСААФ и частные школы. Отдельная интересная дисциплина этого вида авиационного спорта – фрифлай, где полет после отделения от ЛА и до раскрытия парашюта превращается в настоящее красочное представление по воздушной гимнастике. Еще одна значимая и весьма популярная дисциплина – групповые прыжки на составление формаций в воздухе. Одна из самых молодых и сложных дисциплин парашютного спорта – это полеты в специальных парашютных костюмах, вингсьютах. Эта дисциплина, пожалуй, ближе всего приближает человека к птице – ведь и сам полет, и управление им осуществляется без применения технических средств. Держаться в воздухе помогают «крылья» вингсьюта, а изменять высоту и направление полета можно только движением собственного тела.
Авиамодельный спорт – единственный, в котором сами спортсмены не отрываются от земли. Соревнуются в этом виде соревнований модели самолетов и вертолетов, а летчики стоят на земле, управляя моделями со специального пульта. Правда, легкость этого вида авиационного спорта только кажущаяся – для того, чтобы научиться управлять летательным аппаратом, находящимся в десятках и даже сотнях метров от тебя, требуется немало времени и тренировок. В авиамодельном спорте два основных направления – это поршневые и реактивные самолеты. Да, хоть это и модели, но реактивные двигатели у них вполне настоящие! А создать такой самолет порой не многим дешевле, чем построить какой-нибудь полноценный аэроплан, на котором отправится на воздушную прогулку пилот-любитель. Интересно, что в этой непростой и требовательной нише авиационного спорта российская команда много лет остается абсолютным и бессменным лидером! Команда «РусДжет» - это имя известно многим любителям авиамодельного спорта, а показательные выступления реактивных мини-версий МиГ-29 от этой команды не раз украшали авиационные шоу. Но «показуха» это лишь часть их работы – и она лишь следствие большой спортивной подготовки и инженерной проработки моделей.
Фото авторов и из архивных открытых источников